Распоряжение префектуры САО г. Москвы от 15.01.2013 N 9 "Об утверждении Организационно-методических указаний по подготовке населения Северного административного округа города Москвы в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013-2015 годы"
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПРЕФЕКТУРА СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
ГОРОДА МОСКВЫ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 15 января 2013 г. № 9
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
ГОРОДА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ
ОТ ЧС, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ НА 2013-2015 ГОДЫ
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом руководителя гражданской обороны Москвы от 30 июня 2011 г. № 4-19-12957/1 "Об утверждении Организационно-методических указаний по подготовке населения города Москвы в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2011-2015 годы" и в целях качественного обучения населения Северного административного округа города Москвы по вопросам гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
1. Утвердить Организационно-методические указания по подготовке населения Северного административного округа города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013-2015 годы (приложение).
2. Просить начальника Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве Приходько В.Н. обеспечить методическое руководство и контроль за реализацией Организационно-методических указаний по подготовке населения САО города Москвы в области гражданской обороны, защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013-2015 годы.
3. Заместителю префекта И.В. Драгину, заместителю префекта В.В. Белову, заместителю префекта А.О. Столярову, заместителю префекта Ю.А. Краснову, заместителю префекта Е.П. Степановой, главам управ районов, начальникам окружных управлений, руководителям предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности Северного административного округа обеспечить выполнение Организационно-методических указаний по подготовке населения Северного административного округа города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2013-2015 годы в части касающейся.
4. Контроль выполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя префекта Драгина И.В.
Префект
Северного административного
округа города Москвы
В.И. Базанчук
Приложение
к распоряжению
префектуры САО г. Москвы
от 15 января 2013 г. № 9
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
ГОРОДА МОСКВЫ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
И БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ
НА 2013-2015 ГОДЫ
В результате целенаправленной совместной работы префектуры САО Москвы, Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций Северного административного округа задачи подготовки и обучения населения города Москвы по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в 2006-2010 годах в основном выполнены.
Обучение и подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций осуществлялась в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" и от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Организационно-методическими указаниями по подготовке населения Северного административного округа города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 2006-2010 годы.
Наиболее качественно и целенаправленно обучение проводилось в ГКУ "Дирекция по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения САО г. Москвы", Северном окружном управлении образования Департамента образования города Москвы, ОАО "НПО "ЛЭМЗ", ОАО ВНИИ "Эталон", ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", ГУП "Мосгоргеотрест", ОАО "Свобода", ОАО "ОКБ им. Сухого", ОАО "ТПФ "Портхладокомбинат", "ТЭЦ-21 ОАО "Мосэнерго", ОАО "МПО им. Румянцева", ОАО "РСК МиГ", ОАО "ПКП "Меридиан", ФГБОУ ВПО ГТУ "МАИ", а также в организациях районов Ховрино, Сокол, Беговой, Хорошевский Северного административного округа города Москвы.
Вместе с тем в организации и осуществлении подготовки населения все еще имеют место упущения и недоработки, влияющие на качественное решение задач обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - в области гражданской защиты).
В рамках реализации задачи развития гражданской защиты как комплекса мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, окружающей среды, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, совершенствования системы подготовки должностных лиц гражданской обороны (далее - ГО) и Северного окружного звена Московской государственной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МГСЧС) позволило увеличить охват и повысить эффективность обучения по категориям обучаемых:
председатели и члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ);
руководители предприятий, учреждений, организаций;
председатели и члены эвакуационных комиссий.
В целом за прошедший период выросло качество обучения учащейся молодежи в области безопасности жизнедеятельности, улучшилась учебно-материальная база профильных кафедр "Безопасность жизнедеятельности" (далее - БЖД), стало больше разрабатываться учебно-методических (в том числе электронных) пособий по тематике БЖД, шире используются интернет-технологии. Повышение квалификации преподавателей дисциплины БЖД в большинстве учреждений проводится в соответствии с нормативными документами.
Важную роль в решении вопросов подготовки молодежи города к действиям в чрезвычайных ситуациях сыграло принятие Правительством Москвы 7 сентября 2010 года постановления № 776-ПП "О мерах по формированию у молодежи города Москвы навыков безопасности жизнедеятельности".
Наиболее качественно изучение курса БЖД осуществляется в ФГБОУ ВПО ГТУ "МАИ", ФГБОУ ВПО "МГУПечати", ФГБОУ ВПО "РГТЭУ", ФГБОУ ВПО "МГУПриродообустройства".
Продолжается работа по совершенствованию работы действующих учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УКП по ГО и ЧС) как эффективного и действенного инструмента обучения и подготовки населения по месту жительства по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее - ГО и ЧС).
Вместе с тем в организации подготовки населения существуют недостатки, влияющие на качественное комплексное решение задач обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах:
не удается решить вопрос организации полноценного обучения руководителей и работников малых предприятий;
недостаточно внимания уделяется обучению всех групп населения правилам действий в условиях природных пожаров и соблюдению мер пожарной безопасности при нахождении на природе;
проекты примерных программ предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" (далее - ОБЖ) и дисциплины БЖД, разрабатываемые на основе требований новых федеральных государственных образовательных стандартов, не учитывают все аспекты безопасности, чем нарушается исходная идея единого пространства обучения в области безопасности жизнедеятельности.
Отмеченные недостатки препятствуют качественному решению задачи обеспечения подготовки в области защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях подготовки населения Северного административного округа города Москвы в области гражданской защиты на уровне, соответствующем качественным изменениям всего спектра угроз безопасности жизнедеятельности:
1. Подготовку населения Северного административного округа города Москвы в области защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны и безопасности людей на водных объектах считать одним из приоритетных направлений деятельности префектуры САО, территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Управления по САО Главного управления МЧС России по г. Москве, организаций по обеспечению защиты населения, материальных и культурных ценностей от чрезвычайных ситуаций, пожаров и опасностей военного времени.
2. Главной задачей по подготовке населения города Москвы в области гражданской защиты в 2013-2015 годах считать увеличение охвата населения обучением и повышение его качества за счет совершенствования структуры единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, улучшения организации и материально-технического обеспечения обучения всех групп населения, а также реализации требований нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов общего и профессионального образования в области безопасности жизнедеятельности.
3. Основные усилия в работе по выполнению главной задачи сосредоточить на:
обеспечении строгого выполнения положений законодательных и нормативных правовых актов по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
организации повышения квалификации в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ по ГО и ЧС) г. Москвы должностных лиц и специалистов как по программам гражданской обороны и защиты от ЧС, так и по программам пожарной безопасности;
внедрении современных технологий подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе дистанционного обучения;
разработке и внедрении новых форм и методов организации обучения населения по месту жительства;
повышении эффективности деятельности Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" и использовании как для обучения подрастающего поколения, так и для пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди всех групп населения;
создании и развитии современной учебной материально-технической базы для подготовки населения в области ГО и ЧС;
совершенствовании систем обеспечения населения информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
4. Обучение населения в области ГО и ЧС осуществлять в рамках единой системы подготовки населения по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в образовательных учреждениях МЧС России, в учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, в УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы и УМЦ по ГО и ЧС Северного административного округа города Москвы, по месту работы, учебы и жительства граждан.
5. В целях совершенствования организации и осуществления обучения населения в области безопасности жизнедеятельности:
5.1. Главам управ районов, начальникам окружных управлений основные усилия по подготовке населения города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах сосредоточить на:
организации обучения должностных лиц и специалистов ГО и МГСЧС территориальных органов и подведомственных им организаций, а также специалистов, ответственных за обеспечение пожарной безопасности;
налаживании учета и отчетности по вопросам обучения должностных лиц и специалистов ГО и МГСЧС, а также руководителей подведомственных организаций;
повышении ответственности руководителей за организацию работы по строгому соблюдению в подведомственных образовательных учреждениях требований федеральных государственных образовательных стандартов и примерных основных образовательных программ обучения учащихся и студентов по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
организации мероприятий по формированию культуры безопасности жизнедеятельности в своей сфере ведения;
осуществлении методического руководства и контроля за обучением работников органов исполнительной власти и организаций округа по вопросам безопасности на водных объектах;
обеспечении выполнения требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 по повышению квалификации преподавателей предмета ОБЖ и дисциплины БЖД в подведомственных образовательных учреждениях;
улучшении организационно-методического руководства и контроля за подготовкой руководителей и личного состава спасательных служб и нештатных аварийно-спасательных формирований подведомственных организаций;
повышении эффективности пропаганды знаний в области гражданской защиты;
принятии необходимых мер по совершенствованию и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, обеспечивающей подготовку по вопросам ГО и ЧС, а также по ее эффективному использованию;
систематическом анализе состояния обучения работников организаций, определении путей и форм совершенствования обучения по всему комплексу безопасности жизнедеятельности;
разработке соответствующих планирующих и распорядительных документов по вопросу организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности на основе федеральных и городских нормативных актов;
активизации работы по внедрению новых технических средств и технологий обучения в области ГО и ЧС;
контроле за своевременным и полным выполнением планов обучения должностных лиц и специалистов ГО и МГСЧС, а также работников органов исполнительной власти и организаций округа, совершенствованием работы по пропаганде знаний в области ГО и ЧС.
Обеспечить не реже одного раза в год рассмотрение на заседаниях КЧС и ПБ округа вопросов организации и хода обучения населения в области безопасности жизнедеятельности и осуществление контроля за выполнением принятых решений.
5.2. Агентству по обеспечению мероприятий гражданской защиты САО Москвы совместно с Управлением по САО Главного управления МЧС России по г. Москве:
в рамках своей компетенции обеспечить взаимодействие по вопросам подготовки населения Северного административного округа города Москвы в области ГО и ЧС, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
продолжить целенаправленную работу по организации выполнения положений федеральных законов от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", от 4 сентября 2003 г. № 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также других нормативных правовых актов по подготовке населения города Москвы в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
обеспечить разработку ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению населения по месту жительства (неработающего населения) в области гражданской защиты, а также рассмотрение на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности хода его выполнения;
оказывать методическую помощь органам исполнительной власти и органам местного самоуправления в разработке ежегодного комплексного плана мероприятий по обучению населения по месту жительства (неработающего населения) в области гражданской защиты, а также заслушивание хода его выполнения на заседаниях соответствующих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
основные усилия при решении вопросов обучения сосредоточить на методическом руководстве и осуществлении контроля за организацией подготовки должностных лиц органов государственной власти Северного административного округа города Москвы и органов местного самоуправления, а также нештатных аварийно-спасательных формирований (далее - НАСФ) и населения по месту жительства (неработающего населения);
организовать своевременную разработку распорядительных, организационных и планирующих документов по организации обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, усилить контроль за их выполнением;
продолжить оказание необходимой методической помощи органам исполнительной власти САО Москвы, организациям, УМЦ по ГО и ЧС САО г. Москвы в организации обучения населения и совершенствовании учебно-материальной базы;
один раз в два года участвовать в городском смотре-конкурсе на лучший УМЦ по ГО и ЧС среди УМЦ по ГО и ЧС административных округов города Москвы;
совершенствовать мероприятия по организации повышения квалификации преподавателей-организаторов курса ОБЖ и преподавателей дисциплины БЖД, поддержанию, дальнейшему развитию и совершенствованию учебной материальной базы для подготовки обучаемых по курсу ОБЖ и дисциплине БЖД;
один раз в два года участвовать в городском смотре-конкурсе на лучший УКП по ГО и ЧС среди УКП по ГО и ЧС;
ежегодно проводить смотр-конкурс на лучший УКП по ГО и ЧС в Северном административном округе города Москвы;
активизировать деятельность по организации информирования населения с использованием технических средств массовой информации о чрезвычайных ситуациях, мерах по обеспечению безопасности населения при угрозе террористических акций, а также приемах и способах действий при чрезвычайных ситуациях, пожарах и террористических акциях;
своевременно вносить уточнения в рабочие программы обучения различных категорий населения с учетом особенностей различных районов Северного административного округа города Москвы, состояния потенциально опасных объектов и специфики деятельности организаций;
обеспечивать методическое руководство и контроль за проведением школьных и районных соревнований среди команд общеобразовательных учреждений в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности".
Совместно с Северным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы:
содействовать развитию сети учебных заведений и специализированных классов с профильным обучением по направлению подготовки "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный";
продолжить работу по организации внеклассного обучения учащихся по вопросам безопасности жизнедеятельности и патриотическому воспитанию молодежи путем проведения ежегодных районных, окружных, городских соревнований и участия во Всероссийских соревнованиях "Школа безопасности" и полевых лагерях "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный";
обеспечить методическое руководство и участие в разработке нормативно-правовой базы и осуществлении контроля за проведением школьных и районных соревнований среди команд общеобразовательных учреждений в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности" (далее - ВДЮОД "ШБ").
5.3. Начальнику Северного окружного управления образования Департамента образования города Москвы:
обеспечить дальнейшее совершенствование учебного процесса в области безопасности жизнедеятельности в учебных заведениях, подведомственных департаменту;
осуществлять персональный учет обучения руководящего состава общеобразовательных учебных заведений, дошкольных учреждений в УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы, УМЦ по ГО и ЧС САО города Москвы;
принять меры по развитию потенциальных возможностей отделений ВДЮОД "ШБ" в целях повышения эффективности изучения предмета ОБЖ в ходе внеурочной деятельности, пропаганды знаний в области гражданской защиты, обеспечения безопасного пляжного отдыха людей, проведения занятий по тематике гражданской защиты в детских оздоровительных лагерях;
обеспечить в подведомственных образовательных учреждениях выполнение требований по материально-техническим условиям реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД;
участвовать в оснащении и отправке команд Северного административного округа города Москвы на городские соревнования "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный";
продолжить развитие сети учебных заведений и специализированных классов с профилем подготовки "Юный спасатель", "Юный водник", "Юный пожарный".
5.4. Главам управ районов, начальникам окружных управлений, директору Агентства по обеспечению мероприятий гражданской защиты Северного административного округа города Москвы:
организовать повышение квалификации должностных лиц и специалистов ГО и МГСЧС управ и муниципалитетов внутригородских муниципальных образований Северного административного округа города Москвы по вопросам ГО и ЧС в УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы и УМЦ по ГО и ЧС Северного административного округа;
ежегодно проводить учебно-методические сборы с должностными лицами и работниками предприятий и организаций Северного административного округа, на которых подводить итоги за прошедший год, анализировать существующую систему подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и ставить задачи по ее совершенствованию;
систематически осуществлять мониторинг соответствия состояния и качества обучения учащихся в области безопасности жизнедеятельности (изучения курса ОБЖ и дисциплины БЖД) требованиям руководящих и нормативных документов МЧС России и Минобрнауки России;
осуществлять контроль за планированием, комплектованием и ходом обучения всех групп населения;
продолжить работу по развитию в Северном административном округе города Москвы системы УКП по ГО и ЧС, оказывать помощь руководителям ГКУ "ИС районов", ДЕЗов районов, управляющих компаний по развитию системы УКП по ГО и ЧС на территории районов, активизировать подготовку инструкторов УКП по ГО и ЧС в УМЦ по ГО и ЧС Северного административного округа города Москвы;
обеспечить разработку и утверждение комплексного плана мероприятий по обучению населения по месту жительства в области гражданской защиты, а также рассмотрение и заслушивание хода его выполнения на заседаниях КЧС и ПБ;
осуществлять развитие и совершенствование учебно-материальной базы УКП по ГО и ЧС;
повысить эффективность использования в учебном процессе в УКП по ГО и ЧС современного оборудования, поступившего на оснащение УКП по ГО и ЧС;
ежегодно проводить в районах округа смотры-конкурсы УКП по ГО и ЧС;
активизировать работу по обучению всех групп населения мерам пожарной безопасности при нахождении на природе и действиям в условиях природных пожаров;
в целях совершенствования практической подготовки в области ГО и защиты от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах проводить и планировать комплексные и командно-штабные учения, штабные и объектовые тренировки, тактико-специальные учения, а также специальные учения по противопожарной защите;
содействовать развитию системы информирования населения о мерах по обеспечению безопасности при угрозе террористических акций, а также приемах и способах действий при чрезвычайных ситуациях, пожарах и террористических акциях через специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Совместно с Северным окружным управлением образования Департамента образования города Москвы и Агентством гражданской защиты САО Москвы:
развивать сеть базовых образовательных учреждений по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности";
ежегодно проводить школьные, районные и окружные соревнования в рамках детско-юношеского движения "Школа безопасности";
ежегодно в каникулярное время планировать и проводить подготовку преподавателей начальных классов и классных руководителей школ, привлекаемых к преподаванию курса ОБЖ, в УМЦ по ГО и ЧС Северного административного округа города Москвы.
5.5. Главам управ районов Северного административного округа города Москвы, руководителям органов местного самоуправления САО города Москвы:
за счет средств бюджета города Москвы осуществлять подготовку населения по месту жительства (неработающего населения), создавать и оснащать УКП по ГО и ЧС, а также организовывать их деятельность;
принимать необходимые меры по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы обучения населения в области безопасности жизнедеятельности, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию;
принимать участие в организации и проведении школьных и районных соревнований в рамках Всероссийского детско-юношеского общественного движения "Школа безопасности";
осуществлять контроль за повышением уровня профессиональной подготовки и квалификации должностных лиц органов управления МГСЧС на подведомственной территории по вопросам профилактики чрезвычайных ситуаций, пожаров и обеспечения безопасности на водных объектах, а также за обучением работников организаций и населения муниципальных образований в области безопасности жизнедеятельности.
5.6. Руководителям предприятий, организаций и учреждений Северного административного округа:
осуществлять контроль за планированием, комплектованием и ходом обучения должностных лиц организаций и учреждений в УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы и УМЦ по ГО и ЧС Северного административного округа города Москвы;
принимать необходимые меры по совершенствованию организации и осуществлению пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности, по оснащению и поддержанию в рабочем состоянии имеющейся учебно-материальной базы, а также по ее эффективному использованию и совершенствованию в интересах обучения работников организаций и учреждений.
6. Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и МГСЧС.
Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и МГСЧС проводить в Академии гражданской защиты МЧС России, УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы, УМЦ по ГО и ЧС Северного административного округа города Москвы.
Основное внимание в ходе обучения сосредоточить на изучении нормативно-правовых и планирующих документов, совершенствовании практических навыков в выполнении своих функциональных обязанностей по организации и проведению мероприятий гражданской обороны, предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий, обеспечении готовности сил и средств ГО и МГСЧС, организации аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Обучение глав управ районов города Москвы, председателей КЧС и ПБ районов города Москвы, работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС, а также руководителей организаций, отнесенных к категориям по ГО, проводить по очно-заочной форме обучения в объеме 72 часов, из них очно - 36 часов.
В Академии гражданской защиты МЧС России обучаются заместители префектов административных округов города Москвы, исполняющие обязанности председателей КЧС и ПБ, заведующие и преподаватели кафедр вузов, ведущие предмет "Безопасность жизнедеятельности", с периодичностью один раз в пять лет;
в учебно-методическом центре по ГО и ЧС г. Москвы обучаются должностные лица и специалисты ГО и МГСЧС в рамках установленного государственного задания (план комплектования должностными лицами и специалистами ГО и МГСЧС учебно-методического центра по ГО и ЧС г. Москвы на год, утверждаемый заместителем Мэра Москвы) по программам обучения, разработанным на основе примерных программ обучения, утвержденных МЧС России 28 марта 2006 г.;
в учебно-методическом центре по ГО и ЧС Северного административного округа города Москвы (структурные подразделения УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы) в рамках государственного задания (план комплектования, утвержденный префектом округа) обучаются:
не реже одного раза в три года по 36-часовой программе обучения:
руководители малых предприятий и организаций;
руководители занятий по гражданской обороне организаций;
инструкторы учебно-консультационных пунктов по ГО и ЧС;
руководители дежурно-диспетчерских служб организаций;
один раз в 2 года в объеме 21 часа - руководители структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований (групп, звеньев);
ежегодно в объеме 14 часов:
учителя 1-4 классов, классные руководители 5-9 классов, ведущие курс "Основы безопасности жизнедеятельности";
руководители образовательных учреждений дополнительного образования;
заведующие и воспитатели дошкольных образовательных учреждений;
диспетчеры дежурно-диспетчерской службы организаций.
С заведующими (воспитателями) городских (оздоровительных, санаторных, трудовых, спортивных) лагерей ежегодно в период подготовки к летнему периоду проводится 14-часовой семинар по безопасности жизнедеятельности.
7. Подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований.
Подготовку нештатных аварийно-спасательных формирований осуществлять путем:
обучения руководителей формирований (отрядов и команд) в УМЦ по ГО и ЧС г. Москвы с периодичностью один раз в три года по лицензированным образовательным программам и утвержденным учебно-тематическим планам;
проведения занятий с личным составом формирований непосредственно по месту производственной деятельности по рабочим программам обучения в объеме 20 часов;
участия в учениях и тренировках.
При подготовке НАСФ основные усилия сосредоточить на:
практической отработке личным составом приемов и способов действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышении уровня подготовки и профессиональной выучки личного состава НАСФ по радиационно-химической и биологической (далее - РХБ) защите, совершенствовании готовности личного состава к действиям в чрезвычайных ситуациях на радиационно, химически и биологически опасных объектах, в том числе вызванных террористическими актами с применением радиоактивных, аварийно-химически опасных веществ и биологических поражающих агентов в местах массового пребывания людей. Обеспечить готовность НАСФ к выполнению комплекса мероприятий РХБ защиты при ведении гражданской обороны.
При подготовке руководителей формирований обратить особое внимание на совершенствование умений и навыков по приведению в готовность личного состава и руководству действиями по предназначению, в том числе выполнению специальных задач в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) в районах чрезвычайных ситуаций и в очагах поражения.
Готовность НАСФ проверять на занятиях, контрольных проверках, учениях и тренировках по гражданской обороне и по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, а также в ходе проверок состояния готовности гражданской обороны.
Совершенствовать вопросы организации и обеспечения взаимодействия НАСФ с формированиями МЧС России при планировании совместного выполнения задач гражданской обороны.
В ходе обучения добиваться освоения личным составом формирований наиболее эффективных приемов и способов действий с применением техники и оборудования, состоящих на оснащении формирований.
8. Обучение рабочих и служащих осуществлять по рабочим программам обучения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, разрабатываемым в организациях на основе соответствующих программ МЧС России, а также путем самостоятельного изучения материала с последующим закреплением полученных знаний и навыков в ходе проведения практических занятий, объектовых тренировок и комплексных учений.
Для проведения занятий в организациях создавать учебные группы в цехах, структурных подразделениях, к проведению занятий привлекать руководящий состав и инженерно-технических работников, членов КЧС и ПБ, а также других подготовленных лиц. При обучении шире использовать технические средства обучения, современные образцы защитных средств, измерительной аппаратуры, специальной техники, используемых при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
При организации обучения в научно-исследовательских учреждениях и учебных заведениях высшего профессионального образования для проведения занятий по отдельным темам привлекать научных работников, отраслевых специалистов, профессорско-преподавательский состав соответствующих кафедр.
При организации обучения рабочих, служащих и персонала малых предприятий шире использовать опыт привлечения работников окружных учебно-методических центров по ГО и ЧС, специалистов ГОЧС вышестоящих ведомственных организаций.
Руководителям организаций и учреждений ежегодно определять тематику обучения с учетом территориальных условий, специфики производственной деятельности, оказывать помощь руководителям занятий и осуществлять контроль за организацией и проведением занятий.
9. Обучение населения по месту жительства (неработающего населения) по вопросам гражданской обороны, правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях при локальных авариях, обострении социальной и криминогенной обстановки, угрозе возникновения террористических актов, приемам оказания помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты осуществляется через систему учебно-консультационных пунктов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (УКП), которые создаются с учетом инфраструктуры города, территориальными органами исполнительной власти совместно с органами местного самоуправления в пределах территорий муниципальных образований и функционируют как в мирное, так и в военное время.
Используя специализированные технические средства информирования населения в местах массового пребывания людей для организации полноценного и качественного процесса обучения по месту жительства, УКП по ГО и ЧС обеспечивают:
консультирование (посредством организации бесед, лекций, вечеров вопросов и ответов, показа учебных фильмов) населения по вопросам гражданской обороны и действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, пожарной безопасности с учетом опасностей и угроз, характерных для конкретных мест проживания;
оперативное информирование населения при локальных авариях, обострении социальной и криминогенной обстановки, угрозе возникновения террористических актов;
широкий доступ населения к проблематике безопасности жизнедеятельности;
содействие выработке у населения психологической устойчивости к возникновению ЧС;
воспитание чувства ответственности за личную и коллективную безопасность;
предоставление населению информации, связанной с деятельностью окружного звена московской городской территориальной подсистемы РСЧС;
распространение памяток, листовок и пособий, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм по тематике гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
участие населения в комплексных учениях и тренировках по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций.
Ответственность за организацию обучения населения возложить на глав управ районов САО города Москвы, руководителей ГКУ "ИС районов", ДЕЗов районов, управляющих компаний.
10. Обучение учащихся и студентов образовательных учреждений осуществлять в учебное время по программам курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", а также путем участия в учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций, в проведении "Дней защиты детей".
При подготовке учащейся молодежи шире использовать интерактивные информационные технологии (Интернет, социальные сети, компьютерные игры), обращая основное внимание на формирование чувства личной и коллективной безопасности, привитие навыков безопасного поведения дома, на улице, в учебном заведении, а также умелых действий при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
11. Подготовку в дошкольных образовательных учреждениях проводить с целью привития навыков правильного поведения в опасных ситуациях на улице, в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, обращении с опасными предметами, животными и ядовитыми растениями.
12. Основными формами практической подготовки в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах считать комплексные и командно-штабные учения, штабные и объектовые тренировки, тактико-специальные учения, а также специальные учения по противопожарной защите.
При проведении учений и тренировок особое внимание уделять оценке реальности имеющихся планов гражданской обороны и планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, отработке практических вопросов действий обучаемых при чрезвычайных ситуациях, пожарах и угрозе террористических акций в учреждениях образования, здравоохранения и в местах массового пребывания людей.
Комплексные учения и объектовые тренировки.
Комплексные учения проводятся на объектах, отнесенных к категориям по гражданской обороне и имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек, на других объектах проводятся объектовые тренировки. Учения и тренировки в организациях (на объектах) проводятся с периодичностью один раз в три года. Продолжительность учений - до двух суток, продолжительность тренировок - до 8 часов.
Командно-штабные учения и штабные тренировки.
Периодичность проведения командно-штабных учений - один раз в год, продолжительность - до одних суток.
Периодичность проведения штабных тренировок - один раз в год, продолжительность - до 8 часов.
Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся со штатными аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности один раз в год; с нештатными аварийно-спасательными формированиями - один раз в три года, в том числе в ходе проведения комплексных учений и объектовых тренировок, а с формированиями повышенной готовности, предназначенными для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера, - один раз в год.
Специальные учения и тренировки по противопожарной защите на пожаровзрывоопасных и других объектах проводятся один раз в год продолжительностью до 8 часов.
Вопросы противопожарной защиты должны отрабатываться на всех комплексных, командно-штабных учениях и объектовых тренировках.
Виды и темы учений (тренировок) для объектов определяются с учетом характера производства, масштабов ЧС, прогнозируемых на объекте, а также требований организационно-методических и организационных указаний по подготовке населения в области ГО и защиты от ЧС.
Ежегодно в общеобразовательных учебных заведениях и учебных заведениях начального профессионального образования проводить с учащимися объектовую тренировку - "День защиты детей".
13. Главам управ районов САО Москвы, руководителям внутригородских муниципальных образований, начальникам окружных управлений, руководителям предприятий, учреждений, организаций Северного административного округа:
на основании настоящих Организационно-методических указаний ежегодно издавать соответствующие приказы и распоряжения;
разработку основных планирующих документов по обучению завершать ежегодно к 15 декабря;
начало учебного года определять в соответствии с Организационно-методическими указаниями по подготовке органов управления, сил гражданской обороны и Северного окружного звена Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2011-2013 годы.
------------------------------------------------------------------