По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление Главного государственного санитарного врача по г. Москве от 22.10.2013 N 7 "Об утверждении Программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в городе Москве " и плана ее реализации"



ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
ПО ГОРОДУ МОСКВЕ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2013 г. № 7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА КОРИ И КРАСНУХИ
В ПЕРИОД ВЕРИФИКАЦИИ ИХ ЭЛИМИНАЦИИ В ГОРОДЕ
МОСКВЕ (2013-2015 ГГ.)" И ПЛАНА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Я, главный государственный санитарный врач города Москвы, Е.Е. Андреева, проанализировав эпидемиологическую ситуацию по кори и краснухе в городе Москве, установила.
В Российской Федерации в 2007-2010 годах при стабильно высоком охвате населения прививками против кори (95% и более) относительные показатели заболеваемости корью не превышали 1,0 случая на млн. населения, при этом циркуляции эндемичного штамма вируса кори не отмечалось, что свидетельствовало о вступлении страны в стадию элиминации инфекции.
В городе Москве с 2007 по 2010 год заболеваемость корью носила спорадический характер и была обусловлена, в основном завозными случаями.
В 2011 году эпидемическая ситуация в Москве ухудшилась, за год было зарегистрировано 138 больных этой инфекцией, против 16 в предыдущем 2010, при этом доля местных случаев возросла до 65%. Показатель заболеваемости составил 9,3 на 1 млн. населения, что в 9 раз выше показателя, регламентируемого Всемирной организацией здравоохранения как критерия элиминации кори (менее 1,0 на 1 млн. населения).
В 2011 году Национальная Сертификационная Комиссия отложила сертификацию города Москвы как территории, свободной от эндемичной кори, до достижения ею критериев элиминации.
В 2012 году было зарегистрировано 403 случая заболевания корью.
Основной причиной осложнения эпидемической ситуации по кори в городе Москве являются просчеты в работе по организации иммунизации населения, включая недостоверность в планировании и отчетности, наличие незащищенного населения против этой инфекции по причине отказа от профилактических прививок (в 2012 г. 86,1% от общего числа заболевших не были привиты против кори или не имели сведений о прививках).
В настоящее время в существующую систему надзора за корью интегрируется надзор за краснухой, в том числе за врожденной краснушной инфекцией (ВКИ) и синдромом врожденной краснухи (СВК).
В результате массовых прививок против краснушной инфекции заболеваемость краснухой в России с 2005 по 2012 год снижена более чем в 150 раз (с 100,8 на 100 тыс. до 0,67 соответственно). В 2012 году на территории 25 субъектов Российской Федерации случаи краснухи не регистрировались, в 57 субъектах показатель заболеваемости краснухой был менее 1 случая на 100 тыс. населения. В возрастной структуре заболевших преобладают взрослые (92%).
В Москве в 2012 г. отмечался рост заболеваемости данной инфекцией, показатель заболеваемости составил 2,14 на 100 тыс. населения, что в 2,3 раза выше, чем в 2011 г., и в 3 раза выше среднероссийских показателей (0,67). Рост краснухи обусловлен как заболеваемостью детского населения от 0 до 17 лет - в 1,7 раза (2012 г., показатель - 2,29, 2011 г. - 1,38 на 100 тыс. населения), так и заболеваемостью взрослых, среди которых показатель вырос в 2,4 раза (2012 - 2,11, 2011 г. - 0,88 на 100 тыс. населения). В последние годы продолжалась тенденция к повзрослению краснухи, доля взрослого населения в 2012 году составила 84,5% (2011 г. - 79%; 2010 г. - 34,0%).
Оценивая характер очагов краснухи в 2011-2012 гг., следует отметить значительное преобладание очагов без распространения инфекции в 2012 г. - 92,8%, что свидетельствует о достаточно высоком уровне коллективного иммунитета.
Среди больных краснухой преобладают лица, не привитые против этой инфекции, и лица с неизвестным прививочным анамнезом.
За последние 2 года в Москве не регистрировались случаи СВК (хотя исключить возможность недоучета этих случаев нельзя).
Определен генотипический пейзаж штаммов вируса краснухи, циркулирующих в разных регионах России. В 2010-2011 гг. подавляющее большинство штаммов идентифицированы как представители генотипа 1H, близкородственные штаммам, циркулировавшим ранее в регионе СНГ (Российская Федерация, Казахстан, Беларусь; 2004-2009 гг.).
Использование опыта работы по элиминации кори в Москве, поддержание на должном уровне охвата населения профилактическими прививками против этой инфекции при успешной интеграции надзора за краснушной инфекцией в систему надзора за корью позволяет считать реальной возможность элиминации краснушной инфекции в городе Москве.
Важнейшей задачей на предстоящие три года является достижение элиминации кори и краснухи в Москве и организация мероприятий на городском уровне по осуществлению верификации процесса элиминации этих заболеваний в соответствии с международными требованиями.
Для предупреждения распространения кори и краснухи и элиминации этих инфекций в городе Москве необходимо обратить особое внимание на повсеместное достижение и поддержание высокого охвата прививками населения, в том числе труднодоступных групп (кочующих групп населения, переселенцев, лиц без определенного места жительства, иностранных граждан, проживающих в городе).
При этом следует учитывать развивающиеся международные связи, прежде всего туристические, а также значительные потоки мигрантов из стран СНГ, которые поддерживают высокий риск завоза кори и краснухи из неблагополучных стран.
В целях совершенствования и повышения эффективности мероприятий по профилактике кори и краснухи и достижения их элиминации в Москве в 2013-2015 годах, а также организации и проведения процедуры верификации элиминации этих инфекций и в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; № 52 (ч. 1), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 21; № 1 (ч. 1), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6070; 2008, № 24, ст. 2801; № 29 (ч. 1), ст. 3418; № 44, ст. 4984; № 52 (ч. 1), ст. 6223; № 30 (ч. 2), ст. 3616; 2009, № 1, ст. 17; 2010, № 40, ст. 4969; 2011, № 1, ст. 6; № 30 (ч. 1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591), ст. 1 Федерального закона от 30 июня 2006 года № 91-ФЗ "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 27, ст. 2879), а также в целях реализации принятых документов Всемирной организации здравоохранения по данному вопросу (Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК) (Европейское региональное бюро ВОЗ), Руководство по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК в Европейском регионе ВОЗ (2010 г.), Резолюции Европейского регионального комитета ВОЗ: обновленная приверженность достижению к 2015 году целей элиминации кори и краснухи и профилактики синдрома врожденной краснухи (Европейский региональный комитет ВОЗ, 60-я сессия, 2010 г.) постановляю:
1. Утвердить региональную программу "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в городе Москве (2013-2015 гг.)" (приложение № 1) и региональный План мероприятий по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в городе Москве" (приложение № 2).
2. Правительство города Москвы прошу установить контроль за выполнением регионального плана мероприятий по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в городе Москве (2013-2015 гг.)".
3. Департаменту здравоохранения города Москвы принять действенные меры по организации и контролю за проведением мероприятий, предусмотренных планом по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в городе Москве (2013-2015 гг.)".
4. Руководителям территориальных отделов Управления Роспотребнадзора в административных округах совместно с ГКУ "Дирекции по обеспечению деятельности государственных учреждений здравоохранения":
- Разработать и внести на рассмотрение префектур административных округов планы мероприятий по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации по городу Москве в административных округах города Москвы (2013-2015 гг.)".
- Повысить уровень взаимодействия с заинтересованными организациями и учреждениями в реализации разработанных планов мероприятий по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)".
5. Главному врачу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Москве" обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с планом мероприятий по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)". Приложение № 2.
6. Руководителям территориальных отделов Управления Роспотребнадзора в административных округах представлять ежегодно в Управление Роспотребнадзора по городу Москве информацию о ходе реализации плана мероприятий по реализации программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации их элиминации в Российской Федерации (2013-2015 гг.)" в срок до 31 марта, следующего за отчетным годом.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Е.Е. Андреева





Приложение № 1
к постановлению главного
государственного санитарного
врача по городу Москве
от 22 октября 2013 г. № 7

ПРОГРАММА
"ПРОФИЛАКТИКА КОРИ И КРАСНУХИ В ПЕРИОД ВЕРИФИКАЦИИ
ИХ ЭЛИМИНАЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (2013-2015 ГГ.)"

Паспорт

Наименование Программы - "Профилактика кори и краснухи в период
верификации их элиминации в городе Москве
(2013-2015 гг.)"

Основание для разработки - Стратегический план элиминации кори
Программы и краснухи и предупреждения синдрома
врожденной краснухи (СВК) (ЕРБ ВОЗ)
в городе Москве.
Руководство по эпидемиологическому
надзору за корью, краснухой и СВК
в Европейском регионе ВОЗ (2010 г.).
Резолюция ЕРК ВОЗ: обновленная
приверженность достижению к 2015 г. целей
элиминации кори и краснухи и профилактики
СВК (ЕРК, 60-я сессия, 2010 г.).
Начало с 2013 г. процесса верификации
(документального подтверждения)
элиминации кори и краснухи в Европейском
регионе ВОЗ.
Нестабильная ситуация по заболеваемости
корью и краснухой в странах Европейского
региона, а также в ряде субъектов
Российской Федерации, в том числе
в городе Москве, регистрация
эпидемических очагов с групповыми
случаями заболеваний

Основные разработчики - Управление Федеральной службы по надзору
Программы в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека по городу Москве.
Департамент здравоохранения города
Москвы

Цель Программы - Достижение, поддержание и верификация
элиминации кори и краснухи в городе
Москве к 2015 г.

Задачи Программы 1. Обеспечение и поддержание высоких
уровней охвата прививками (вакцинацией
и ревакцинацией) декретированных групп
населения не менее 95%, включая группы
повышенного риска инфицирования
и труднодоступные группы населения, в том
числе трудовых мигрантов, в соответствии
с национальным календарем
профилактических прививок и календарем
профилактических прививок
по эпидемическим показаниям.
Организация иммунизации против кори
персонала лечебно-профилактических
организаций в возрасте до 55 лет
до особого распоряжения.
2. Совершенствование качества
эпидемиологического надзора за корью
и краснухой на этапе элиминации.
3. Обеспечение проведения учета
и лабораторного подтверждения каждого
случая кори и краснухи, в том числе
у беременных женщин, а также случаев
СВК/ВКИ с заполнением карт
эпидрасследования и с занесением данных
в систему CISID.
4. Организация и проведение
серологического мониторинга
популяционного иммунитета к кори
и краснухе в индикаторных группах
населения в соответствии с действующими
нормативными и методическими документами.
5. Обеспечение условий транспортировки
и хранения препаратов для вакцинации
против кори и краснухи и диагностических
препаратов.
6. Повышение квалификации
и информационное обеспечение медицинских
работников по вопросам эпидемиологии,
клиники, диагностики и профилактики кори
и краснухи.
7. Обеспечение систематической
информационно-разъяснительной работы
с населением о профилактике и реализации
Программы элиминации кори и краснухи.
8. Организация и осуществление процесса
верификации элиминации кори и краснухи
в г. Москве

Показатели Программы Достижение и поддержание в Москве уровня
заболеваемости корью и краснухой - менее
1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев
СВК.
Отсутствие эндемичных случаев кори
и краснухи в течение не менее чем
36 месяцев после регистрации последнего
случая.
Обеспечение установленных индикаторов
качества эпидемиологического надзора
за корью и краснухой.
Подтверждение высокого (не ниже 95%)
охвата иммунизацией против кори
и краснухи декретированных возрастных
групп населения.

Ожидаемые конечные - Отсутствие эндемичной циркуляции вирусов
результаты реализации кори/краснухи в городе Москве.
Программы - Обеспечение условий, препятствующих
распространению кори и краснухи в случае
их завоза в Москву.
- Подтверждение статуса Москвы как
территории, свободной от эндемичной кори
и краснухи, в процессе верификации
элиминации кори и краснухи в Москве

Срок реализации Программы - 2013-2015 годы

I. Характеристика проблемы

Повсеместное использование живых вакцин привело к значительному снижению заболеваемости корью и краснухой во многих странах мира. В соответствии со стратегическим планом ВОЗ к концу 2015 года планируется обеспечить элиминацию кори/краснухи/СВК во всех 6 регионах мира, а к 2020 году ликвидировать корь как минимум в 5 регионах ВОЗ.
В опубликованных Всемирной организацией здравоохранения документах "Региональный стратегический план элиминации кори и краснухи и предупреждения синдрома врожденной краснухи (СВК)", "Региональные рекомендации по эпидемиологическому надзору за корью, краснухой и СВК", "Руководство по лабораторной диагностике и генотипированию вирусов" поставлена цель элиминации кори и краснухи и профилактики синдрома врожденной краснухи в Европейском регионе.
Государства - члены Европейского региона ВОЗ к 2010 году достигли определенного прогресса в решении первоначально поставленных задач по элиминации кори и краснухи благодаря реализации стратегического плана. Однако конечная цель элиминации не была достигнута из-за недостаточного уровня популяционного иммунитета. С середины 2009 года в странах Западной Европы отмечен выраженный рост заболеваемости корью, в 2011 году в 38 странах региона зарегистрировано более 25,8 тыс. случаев заболеваний. По данным ВОЗ, более половины европейских государств не смогли обеспечить элиминацию кори к 2010 году.
По результатам рассмотрения на 60-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ (2010) состояния процесса элиминации кори и краснухи в Европейском регионе, принимая во внимание реальность достижения региональных целей, срок достижения элиминации кори и краснухи в регионе был перенесен на 2015 год.
Задачами Европейского региона ВОЗ на 2013-2015 гг. являются:
- элиминация эндемичной кори;
- элиминация эндемичной краснухи, что в свою очередь приведет также к элиминации СВК.
Элиминация кори/краснухи подразумевает отсутствие эндемичной циркуляции вирусов кори/краснухи на определенной географической территории в течение не менее 12 месяцев при наличии хорошо функционирующей системы эпидемиологического надзора.
Возможно достижение элиминации кори и краснухи в разное время.
Для документального подтверждения достижения элиминации кори и краснухи в Европейском регионе ВОЗ предлагается использовать следующие основные критерии:
- Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи во всех государствах-членах в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего известного случая благодаря прекращению эндемичной передачи вирусов при наличии высококачественного эпиднадзора.
- Подтверждение того, что не менее чем 95% декретированных возрастных групп населения охвачены иммунизацией (защищены) от кори и краснухи.
Реализация Программы ликвидации местных случаев кори в России привела к выраженному снижению заболеваемости корью в стране к 2010 году. С 2007 года при стабильно высоком охвате населения прививками живой коревой вакциной (ЖКВ) - 95% и более, относительные показатели заболеваемости корью не превышали 1,0 случая на млн. населения, отсутствовала циркуляция эндемичного штамма вируса кори, что свидетельствовало о вступлении страны в стадию элиминации инфекции. Все это позволило провести сертификацию территорий Российской Федерации, свободных от эндемичной кори (постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 12.04.2010 № 23 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году в рамках стратегического плана Европейского региона ВОЗ 2005-2010", зарегистрирован в Минюсте России 13.08.2010, рег. № 18149). Итогом внутренней сертификации явилось признание территории Российской Федерации свободной от эндемичной кори на 01.01.2011. Только в 5 субъектах процесс сертификации отложен до достижения критериев элиминации: в Амурской области, Красноярском крае, Республике Бурятия, г. Москве, Чукотском автономном округе.
Ухудшение эпидемиологической ситуации по кори во многих странах мира, приведшее к увеличению заносов кори извне, и наличие восприимчивого к вирусу кори населения внутри страны привело к обострению эпидситуации по кори в России в 2011-2012 гг., когда показатель заболеваемости корью возрос по сравнению с 2010 годом в 4,4 и в 14 раз соответственно.
Ухудшение эпидемиологической ситуации по кори характерно и для Москвы. Если в 2007-2010 гг. в Москве ежегодно регистрировалось от 15 до 71 случая этой инфекции, то в 2012 - 403 случая кори, что составляет 19,1% от всех заболевших в Российской Федерации.
Показатель заболеваемости в Москве в 2012 году составил 3,5 на 100 тыс. населения, что в 2,3 раза выше среднероссийских значений.
86,1% от общего числа заболевших в 2012 г. не были привиты против кори или не имели сведений о прививках.
Из 403 заболевших в 2012 г. - 140 взрослых, 263 ребенка. Рост числа больных корью детей (65,2% в структуре заболеваемости) обусловлен внутрибольничными вспышками инфекции (2011 г. - 31,6%).
Из числа заболевших корью 50% детей не привиты по возрасту. Медотводы и отказы составили 40,8% и 9,2% соответственно. Среди 140 заболевших взрослых 120 чел. (85,7%) не были привиты против кори или не имели сведений о прививках.
Данные эпиданамнеза свидетельствуют о том, что 16,8% всей заболеваемости обусловлено завозом в Москву или связанные с завозным случаем, что подтверждается результатами генотипирования.
Важно отметить, что в 2012 году в подавляющем большинстве очагов кори (82%) заболеваемость ограничилась одним заболевшим, что свидетельствует о достаточно высоком коллективном иммунитете в Москве.
При этом до настоящего времени на территории Российской Федерации, в том числе и в г. Москве, отсутствует эндемичный генотип вируса кори и наблюдается циркуляция множественных завозных генотипов, ранее в России и в Москве не циркулировавших, преимущественно импортированных из эндемичных по кори регионов земного шара. Все это не исключает возможности достижения ликвидации местных случаев кори практически на всей территории страны.
Анализ заболеваемости краснухой показал, что в результате массовых прививок заболеваемость этой инфекцией в России снижена за пять последних лет более чем в 250 раз (с 100,8 на 100 тыс. населения в 2005 году до 0,39 в 2010 году). В России в 2011 году показатель заболеваемости на 100000 составил 0,25, в Москве - 0,95. На территории 42 субъектов Российской Федерации случаи краснухи не регистрировались, в 38 субъектах показатель заболеваемости краснухой был менее 1 случая на 100 тыс. населения. В 2012 г. наблюдался рост заболеваемости - за 10 месяцев заболели краснухой 951 человек, интенсивный показатель заболеваемости увеличился в 2,7 раза по сравнению с уровнем прошлого года и составил 0,67 на 100 тыс. населения. Долевое участие взрослого населения в общей заболеваемости составило в 2011 году 88,5%, а в 2012 и 92%.
В Москве в 2012 г. отмечался рост заболеваемости данной инфекцией, показатель заболеваемости составил 2,14 на 100 тыс. населения, что в 2,3 раза выше, чем в 2011 г., и в 3 раза выше среднероссийских показателей (0,67). Рост краснухи обусловлен как заболеваемостью детского населения от 0 до 17 лет - в 1,7 раза (2012 г., показатель - 2,29, 2011 г. - 1,38 на 100 тыс. населения), так и заболеваемостью взрослых, среди которых показатель вырос в 2,4 раза (2012 - 2,11, 2011 г. - 0,88 на 100 тыс. населения). В последние годы продолжалась тенденция к повзрослению краснухи, доля взрослого населения в 2012 году составила 84,5% (2011 г. - 79%; 2010 г. - 34,0%).
Оценивая характер очагов краснухи в 2011-2012 гг., следует отметить значительное преобладание очагов без распространения инфекции в 2012 г. - 92,8%. Очаги регистрировались преимущественно во взрослых коллективах, среди студентов.
Среди больных краснухой преобладают лица, не привитые против этой инфекции, и лица с неизвестным прививочным анамнезом.
За последние 2 года в Москве не регистрировались случаи СВК (хотя исключить возможность недоучета этих случаев нельзя).
Определен генотипический пейзаж штаммов вируса краснухи, циркулирующих в разных регионах России. В 2010-2011 гг. подавляющее большинство штаммов идентифицированы как представители генотипа 1H, близкородственные штаммам, циркулировавшим ранее в регионе СНГ (Российская Федерация, Казахстан, Беларусь; 2004-2009 гг.).
В условиях спорадической заболеваемости краснухой обязательным элементом эпиднадзора за этой инфекцией является лабораторное подтверждение каждого случая краснухи. В настоящее время надзор за краснухой, в том числе за врожденной краснушной инфекцией (ВКИ) и синдромом врожденной краснухи (СВК), интегрирован в существующую систему надзора за корью, для чего осуществлен ряд организационных мероприятий (издание нормативных документов, проведение совещаний).
Так, за 2012 г. 80% больных с первоначальном диагнозом "Краснуха" или "Краснуха" были лабораторно обследованы.

II. Цели и задачи программы

Целью Программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации элиминации инфекций в Москве" на 2013-2015 гг. является достижение, поддержание и верификация элиминации кори и краснухи в Москве.
Основными принципами реализации программы остаются: высокий охват населения прививками против кори и краснухи, своевременное выявление, учет и обязательное лабораторное подтверждение всех случаев кори и краснухи, а также молекулярно-генетическое типирование диких штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих среди населения, с целью подтверждения элиминации инфекций в г. Москве.
Для документального подтверждения достижения элиминации кори и краснухи в Европейском регионе ВОЗ предложено использовать следующие основные критерии:
- Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи во всех регионах в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего известного случая благодаря прекращению эндемичной передачи вирусов при наличии высококачественного эпиднадзора.
- Подтверждение того, что не менее чем 95% декретированных возрастных групп населения охвачены иммунизацией от кори и краснухи.
Исходя из основных принципов и критериев элиминации кори и краснухи в рамках глобальной программы ВОЗ, программа "Профилактика кори и краснухи в период верификации инфекций в Москве, включает следующие задачи:
- Достижение и поддержание высокого уровня (не менее 95%) охвата населения прививками (вакцинация и ревакцинация) против кори и краснухи.
- Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.
- Обеспечение условий транспортировки и хранения вакцинных и диагностических препаратов.
- Повышение квалификации медицинских работников ЛПУ по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи.
- Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи.

III. Пути реализации задач программы

1. Достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинация и ревакцинация) против кори и краснухи.
Создание у населения надежного иммунитета к вирусам кори и краснухи является основным условием (гарантом) достижения элиминации этих инфекций, поэтому основное внимание должно быть сосредоточено на высоком уровне охвата прививками против кори/краснухи всего населения. При этом необходимо сосредоточить внимание не только на своевременном проведении плановых профилактических мероприятий в рамках Календаря профилактических прививок в полном объеме, но и разработать стратегию повышения охвата прививками до уровня труднодоступных групп населения, к которым относятся культурные и этнические меньшинства, мигранты, географически разобщенные группы населения, а также люди, которые отказываются от вакцинации из-за своих религиозных или философских убеждений.
Кроме того, дополнительные мероприятия по иммунизации (в частности ДМИ) должны быть также направлены на группы населения, в которых уровень иммунитета недостаточен для прекращения эндемичной циркуляции вирусов кори и краснухи. К таким группам относятся когорты, не вакцинированные надлежащим образом в прошлом, а также школьники и студенты, военнослужащие и работники медицинских, образовательных и торговых учреждений.
Для реализации поставленной задачи необходимо:
- осуществлять правильное и своевременное планирование профилактических прививок, их учет и отчетность (исходя из численности всего населения, проживающего в регионе, ведомственных учреждений и пр.);
- довести охват прививками детского и взрослого населения декретированных возрастных групп до уровня 95% - 98% и выше в каждом амбулаторно-поликлиническом учреждении;
- добиться 95%-го и выше охвата прививками профессиональных групп населения (медицинские работники, преподаватели, студенты, торговые работники, военнослужащие, полицейские и другие группы);
- довести охват прививками труднодоступных групп населения (цыгане, мигранты, религиозные общины, отказывающиеся от прививок, и др.) до уровня не менее 95%;
- сократить необоснованные медицинские отводы от прививок против кори/краснухи;
- своевременно обеспечить в полном объеме лечебно-профилактические учреждения вакцинами, приобретенными за счет средств федерального и местного бюджетов.
Оценка официальных статистических сведений об охвате прививками против кори должна осуществляться на всех административных уровнях территориального деления со своевременным усилением профилактических мероприятий в случае необходимости. Высокий охват прививками должен сохраняться при достижении низкого уровня заболеваемости или при полном отсутствии случаев заболеваний корью/краснухой на территории.
2. Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.
Целью эпидемиологического надзора в период верификации процесса элиминации кори и краснухи является достижение и стабилизация заболеваемости на спорадическом уровне в городе Москве, разработка и применение обоснованных мероприятий, направленных на устойчивое достижение элиминации кори и краснухи - менее 1 случая на миллион населения.
При этом необходимо проводить тщательное эпидемиологическое расследование каждого случая заболевания с определением источника инфекции и обязательным лабораторным подтверждением диагноза. Все случаи кори и краснухи должны быть классифицированы либо как случаи, возникшие в результате эндемичной передачи вирусов кори и краснухи либо возникшие из-за заноса вируса (или связанные с заносом). При возникновении очагов инфекции должна быть получена информация о генотипах циркулирующих вирусов. Такую информацию необходимо собирать, анализировать и использовать оперативно и эффективно, чтобы своевременно проводить соответствующие противоэпидемические мероприятия.
Программой предусматривается:
- ежемесячный контроль фактической заболеваемости и масштабов распространения инфекций в Москве в целом с учетом местных и завозных случаев;
- своевременное сопоставление показателей заболеваемости и уровня охвата населения прививками против кори и краснухи;
- определение групп и факторов риска заболевания;
- проведение активного надзора за корью и краснухой с устойчивой спорадической заболеваемостью из расчета не менее 2 случаев, подозрительных на корь и краснуху (с макуло-папулезной сыпью и лихорадкой), на 100000 населения в год;
- надзор за краснухой у беременных женщин;
- индивидуальный учет случаев кори, краснухи, СВК с занесением данных в CISID;
- лабораторное подтверждение случаев кори/краснухи/СВК;
- молекулярно-генетический мониторинг циркуляции вирусов кори/краснухи в г. Москве;
- слежение за иммунитетом населения к кори и краснухе (при необходимости проведение туровой вакцинации в течение 1-4 недель);
- слежение за клиническим проявлением инфекции (учет различных форм и тяжести течения заболевания, частоты возникновения осложнений);
- своевременное проведение мероприятий в очагах, препятствующих распространению инфекции;
- оценка эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий для прогноза заболеваемости и выбора главного направления мероприятий, обеспечивающих защиту населения от кори и краснухи.
Реализация задач достигается проведением комплексного многофакторного эпидемиологического анализа (текущего и ретроспективного) заболеваемости корью и краснухой, привитости, состояния специфического иммунитета населения, а также проведением обязательного лабораторного подтверждения всех случаев кори и краснухи (в том числе подозрительных) и мониторинга штаммов вирусов кори и краснухи, циркулирующих в Москве. Лабораторные исследования должны осуществляться с использованием адекватных методов исследования в лаборатории московского регионального центра (вирусологическое отделение микробиологической лаборатории ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" - Графский пер., 4/9, тел. 8-495-687-36-16). Важно учитывать также, что использование молекулярно-генетических методов исследования позволит контролировать географическое распространение вирусов с учетом завозных и эндемичных случаев заболевания и получить дополнительную аргументацию элиминации кори и краснухи в городе.
3. Контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи. Обеспечение условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов.
Одним из определяющих условий элиминации кори/краснухи является выпуск и применение для профилактики этих инфекций препаратов гарантированного качества и отвечающих международным требованиям, а также соблюдение условий транспортировки и хранения вакцинных препаратов, обеспечивающих эффективность профилактических и противоэпидемических мероприятий.
Программой предусматривается:
- обеспечение контроля за выполнением действующих Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 11.04.2003, регистрационный № 4410) в редакции Изменений и дополнений № 1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.02.2008 № 9 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 11.03.2008, регистрационный № 11309), на всех этапах доставки вакцин от предприятия-изготовителя до прививочных кабинетов лечебно-профилактических учреждений и условий хранения вакцинных препаратов;
- проведение контроля за обеспечением лечебно-профилактических и аптечных учреждений холодильным оборудованием с соблюдением сроков их действия.
4. Повышение квалификации медицинских работников и специалистов органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики и профилактики кори и краснухи.
Высокая значимость данного направления программы не вызывает сомнений, поскольку от квалификации врачей разного профиля и среднего медицинского персонала зависит перспектива реализации программы. Регулярное проведение совещаний и обучающих семинаров для клиницистов, эпидемиологов и вирусологов должно быть направлено на поддержание достаточного уровня квалификации и настороженности всех специалистов, участвующих в проведении надзора.
Программой предусматривается:
- организация и проведение семинаров, лекций, совещаний для специалистов здравоохранения по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники, диагностики кори/краснухи/СВК;
- проведение учебных курсов по "холодовой цепи" с медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждений;
- использование системы тестового контроля знаний врачей по вопросам эпидемиологического надзора за корью/краснухой в условиях элиминации инфекций;
- проведение рабочих совещаний с руководящим составом лечебно-профилактических учреждений по вопросам верификации элиминации кори и краснухи в стране.
5. Повышение значимости информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори и краснухи.
В период элиминации кори и краснухи важное место отводится мобилизации медицинских работников и населения по вопросам эпидемиологии, профилактики, диагностики кори и краснухи с привлечением радио, ТВ, справочной литературы. Эффективность данного мероприятия определяется доступностью и использованием высококачественной достоверной информации на доказательной основе для медицинских работников и населения о преимуществах и рисках, связанных с иммунизацией против кори и краснухи. Знания и представления медицинских работников и всего населения об опасности заболевания корью и краснухой и возможности предотвращения заболевания с помощью вакцинации, включая информацию о преимуществах и рисках вакцинопрофилактики, остаются важным фактором для увеличения и поддержания на высоком уровне охвата населения иммунизацией, что необходимо для решения задачи элиминации кори и краснухи.
Программой предусматривается:
- подготовка и издание различных санитарно-просветительных материалов по вопросам профилактики кори и краснухи (плакатов, буклетов, памяток);
- подготовка и организация трансляций по телевидению и в Интернете тематических программ по вопросам элиминации кори и краснухи;
- публикации в средствах массовой информации статей и интервью практических работников здравоохранения и специалистов Роспотребнадзора на тему элиминации кори и краснухи в Российской Федерации, подготовка пресс-релизов с оценкой эпидемиологической ситуации по кори и краснухе, состояния вакцинопрофилактики, эффективности проводимых противоэпидемических мероприятий.
Для достижения и поддержания элиминации кори и краснухи очень важно формирование положительного отношения населения к вакцинопрофилактике и понимание того, что именно вакцинация обеспечивает защиту здоровья людей и предотвращает заболевание корью/краснухой, а также возникновение такого тяжелого заболевания, как СВК. Используя различные формы представления материалов, достоверные сведения об эффективности вакцинопрофилактики кори и краснухи должны быть распространены во всех группах населения в масштабах страны, особенно в труднодоступных группах населения.

8. Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи.
Обязательным условием верификации процесса элиминации инфекций является своевременное и полное представление достоверных результатов индивидуального эпидемиологического надзора за каждым случаем кори и краснухи во всех регионах страны. Верификация проводится с учетом рекомендаций ВОЗ на основе ежемесячных отчетов с каждой территории с учетом критериев элиминации инфекций и качества проводимого на территориях эпидемиологического отчета.
Программой предусматривается:
- создание и утверждение состава комиссии по верификации процесса элиминации кори и краснухи (РКВ) в Москве, подготовка материалов по верификации для передачи их в НКВ;
- своевременная подготовка документов по верификации процесса элиминации кори/краснухи с учетом критериев элиминации и индикаторов качества эпидемиологического надзора в учреждениях, ответственных за проведение вакцинопрофилактики;
- осуществление проверки учреждений здравоохранения города Москвы по процедуре верификации, при необходимости заслушивание руководителей органов и учреждений здравоохранения в субъектах Российской Федерации о выполнении программы.
Комиссии должны нести ответственность за организацию, осуществление мероприятий и анализ материалов по верификации на уровне учреждения, региона и страны в целом, используя для этой цели стандартные операционные процедуры. В процессе верификации на основании разработанных показателей элиминации Москвы смогут ежегодно оценивать характер эпидемического процесса кори, отмечать успехи и ликвидировать недочеты в работе. Вполне вероятно, что элиминация кори и краснухи может произойти в разное время, в связи с чем верификация этих двух событий может состояться отдельно и в разные сроки.
Проведение верификации элиминации кори/краснухи требует координации деятельности учреждений Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан и других заинтересованных ведомств.

IV. Индикативные показатели успешного выполнения
задач программы

1. Достижение и поддержание повсеместного уровня заболеваемости корью и краснухой - менее 1 на 1 млн. населения, отсутствие случаев СВК.
2. Отсутствие эндемичных случаев кори и краснухи в течение не менее чем 36 месяцев после регистрации последнего случая.
3. Подтверждение отсутствия циркуляции эндемичных вирусов кори и краснухи на основе молекулярно-генетического типирования диких штаммов вирусов.
4. Обеспечение установленных ВОЗ для стран европейского региона индикаторов качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой.
5. Подтверждение высокого (не ниже 95%) охвата иммунизацией против кори и краснухи декретированных возрастных групп населения.

V. Финансирование и ожидаемые конечные результаты
реализации Программы

Предусматривается финансирование мероприятий программы за счет средств городского бюджета в рамках установленных бюджетных ассигнований, а также финансовых средств из других источников, привлекаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При успешной реализации программы и достижении индикативных показателей ожидается достижение следующих результатов:
- отсутствие эндемичной циркуляции вирусов кори/краснухи в г. Москве;
- обеспечение условий, препятствующих распространению кори и краснухи в случае их завоза на территорию Москвы;
- подтверждение статуса Москвы как территории, свободной от эндемичной кори и краснухи, в процессе верификации элиминации кори и краснухи в Европейском регионе.
С учетом программы Европейского Регионального Бюро ВОЗ выполнение Программы "Профилактика кори и краснухи в период верификации элиминации инфекций в Российской Федерации" (2013-2015 гг.) необходимо рассматривать как приоритетную национальную задачу системы здравоохранения.





Приложение № 2
к постановлению главного
государственного санитарного
врача по городу Москве
от 22 октября 2013 г. № 7

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА КОРИ
И КРАСНУХИ В ПЕРИОД ВЕРИФИКАЦИИ ИХ ЭЛИМИНАЦИИ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ (2013-2015 ГГ.)"


Мероприятия годы Ответственный исполнитель

1. Совершенствование организационных мероприятий по профилактике кори и краснухи

1.1. Актуализировать 2014-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
нормативно-методические документы по городу Москве
вопросам эпидемиологического
надзора, диагностики и профилактики
кори и краснухи:
- разработка рекомендаций по
организации дополнительных
выборочных серологических
исследований по кори и краснухе

1.2. Разработать предложения и 2014-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
рекомендации по осуществлению городу Москве.
эпиднадзора за корью и краснухой с Департамент здравоохранения
учетом текущей ситуации (подготовка города Москвы.
организационно-распорядительных ФБУЗ "Центр гигиены и
документов, информационных писем, эпидемиологии в городе Москве"
пресс-релизов)

1.3. Организовать и провести мониторинг 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
за иммунизацией труднодоступных городу Москве.
групп населения (кочующие группы Территориальные отделы Управления
населения, переселенцы, лица без Роспотребнадзора по городу Москве
определенного места жительства, в административных округах.
иностранные граждане, проживающие в Департамент здравоохранения
Москве) города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

1.4. Разработать и утвердить программу и 4 кв. 2013 г. Управление Роспотребнадзора по
план мероприятий по профилактике городу Москве.
кори и краснухи на период Департамент здравоохранения
верификации их элиминации в г. города Москвы.
Москве в 2013-2015 гг. ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве"

1.5. Актуализировать 2014 г. Управление Роспотребнадзора по
организационно-распорядительные городу Москве
документы по осуществлению надзора Департамент здравоохранения
за краснухой у беременных женщин в города Москвы
г. Москве

1.6. Утвердить и внедрить 2014-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
организационно-распорядительные городу Москве.
документы, инструкции по выявлению, Территориальные отделы Управления
организации и проведению иммунизации Роспотребнадзора по городу Москве
против кори и краснухи лиц в административных округах.
труднодоступных, кочующих групп Департамент здравоохранения
населения, мигрантов, переселенцев в города Москвы.
г. Москве ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения"

1.7. Осуществлять анализ и оценку 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
организации и проведения мероприятий (ежегодно и при городу Москве.
по профилактике кори и краснухи на ухудшении Территориальные отделы Управления
всех уровнях начиная с врачебных эпидемиологической Роспотребнадзора по городу Москве
участков медицинских организаций. ситуации) в административных округах.
Обеспечить подготовку отчетных Департамент здравоохранения
материалов города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

1.8. Рассматривать на заседаниях 2014-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
межведомственных комиссий вопросы (ежегодно и при городу Москве.
организации и эффективности ухудшении Территориальные отделы Управления
профилактических и эпидемиологической Роспотребнадзора по городу Москве
противоэпидемических мероприятий по ситуации) в административных округах.
кори и краснухе с принятием при Департамент здравоохранения
необходимости дополнительных мер по города Москвы.
предупреждению этих заболеваний ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения"

1.9. Систематически проводить проверки 2014-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
территориальных округов Управления городу Москве.
Роспотребнадзора по городу Москве, Территориальные отделы Управления
ЛПУ по вопросам организации и Роспотребнадзора по городу Москве
осуществления работы по достижению и в административных округах.
поддержанию элиминации кори и Департамент здравоохранения
краснухи города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения"

1.10. Организовать и проводить совещания 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
по проблеме элиминации кори и ежегодно в городу Москве.
краснухи для специалистов органов и соответствии с Территориальные отделы Управления
учреждений здравоохранения и годовым планом Роспотребнадзора по городу Москве
территориальных отделов Управления основных в административных округах.
Роспотребнадзора, обеспечивающих организационных Департамент здравоохранения
реализацию мероприятий по мероприятий города Москвы.
профилактике кори и краснухи Роспотребнадзора ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения"

1.11. Принимать участие по вопросам 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
элиминации кори и краснухи на городу Москве.
совещаниях, конференциях в г. Москве Территориальные отделы Управления
Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах.
Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

1.12. Совершенствовать межведомственное 2014-2015 гг. ГКУ "Дирекции по обеспечению
взаимодействие по вопросам деятельности государственных
элиминации кори и краснухи, в том учреждений здравоохранения"
числе проведения профилактических и
противоэпидемических мероприятий
среди труднодоступных слоев
населения в г. Москве

2. Достижение и поддержание высокого уровня охвата населения прививками (вакцинация и
ревакцинация) против кори и краснухи

2.1. - Совершенствовать организацию и 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
проведение вакцинопрофилактики кори и города Москвы.
краснухи в соответствии с национальным Управление Роспотребнадзора по
календарем профилактических прививок и городу Москве.
календарем профилактических прививок ФБУЗ "Центр гигиены и
по эпидемическим показаниям: эпидемиологии в городе Москве"
- Обеспечить достижение и поддержание
не менее 95% охвата профилактическими
прививками против кори и краснухи
детей (вакцинацией в 1 год и
ревакцинацией в 6 лет) в разрезе
каждого административного округа, в
каждом амбулаторно-поликлиническом
учреждении, педиатрическом участке.
- Обеспечить 95% охват ревакцинацией
против кори школьников, учащихся
средних специальных заведений и
иммунизацией студентов 1-2 курсов
высших учебных заведений, привитых
однократно и не болевших этой
инфекцией.
- Достижение и поддержание не менее
90% охвата двумя прививками против
кори взрослого населения, обратив
особое внимание на иммунизацию лиц
декретированных и труднодоступных
групп населения (религиозные общины,
мигранты, беженцы, цыгане и т.д.).
- Обеспечить иммунизацию против кори
лиц, находящихся в контакте с больным
корью, независимо от возраста, не
болевших этой инфекцией и однократно
привитых. Лицам, имеющим медицинские
отводы от прививок или не достигшим
прививочного возраста. Вводить
иммуноглобулин (в соответствии с
инструкцией по его применению) не
позднее 5 дней с момента контакта с
больным

2.2. Организовать и проводить иммунизацию 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
против кори персонала города Москвы.
лечебно-профилактических организаций в Управление Роспотребнадзора по
возрасте до 55 лет до особого городу Москве.
распоряжения Территориальные отделы Управления
Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах.
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

2.3. Своевременно обеспечивать медицинские 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
организации необходимым количеством г. Москвы
вакцины для иммунизации населения ГКУ "Дирекции по обеспечению
против кори и краснухи в рамках деятельности государственных
национального календаря учреждений здравоохранения"
профилактических прививок и календаря
профилактических прививок по
эпидемическим показаниям

2.4. Осуществлять контроль за 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
достоверностью учета детского и г. Москвы.
взрослого населения, подлежащего Управление Роспотребнадзора в г.
иммунизации против кори и краснухи Москве.
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в г. Москве"

2.5. Обеспечить персональную 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
ответственность руководителей ЛПО города Москвы.
(заместителей, заведующих отделениями) ГКУ "Дирекции по обеспечению
за организацией, планированием деятельности государственных
прививок против кори и краснухи учреждений здравоохранения"
исходя из численности всего населения,
проживающего на территории, включая
население, обслуживаемое
ведомственными медицинскими
учреждениями

2.6. Проводить корректировку планов по 2014-2015 гг. Департамент здравоохранения
иммунизации населения против кори и г. Москвы.
краснухи с учетом текущей Управление Роспотребнадзора в г.
эпидситуации. Организовать и провести Москве.
при необходимости дополнительную ФБУЗ "Центр гигиены и
иммунизацию против кори эпидемиологии в г. Москве"

2.7. Обеспечить иммунизацию иностранных 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
граждан в возрасте до 35 лет, г. Москвы.
непривитых, привитых однократно и не ГКУ "Дирекции по обеспечению
болевших этой инфекцией, в деятельности государственных
лечебно-профилактических организациях, учреждений здравоохранения" в
осуществляющих медицинское административных округах
освидетельствование иностранных
граждан с целью получения вида на
жительство и разрешения на работу в г.
Москве

2.8. Обеспечить пересмотр медицинских 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
противопоказаний к иммунизации против г. Москвы
кори и индивидуальную работу с
родителями, отказывающимися от
иммунизации против кори

2.9. Своевременно осуществлять подготовку к 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
иммунизации детей и подростков из города Москвы
групп риска развития поствакцинальных
осложнений в Городском
консультативно-диагностическом центре
по специфической иммунопрофилактике и
его филиалах

2.10. Осуществлять мониторинг осложнений и 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
необычных реакций на прививки против города Москвы.
кори/краснухи с анализом причин по Управление Роспотребнадзора в
каждому случаю и разработкой мер по их городе Москве
профилактике

2.11. Принятие мер по обеспечению передачи 2015 г. Департамент здравоохранения
информации о профилактических города Москвы.
прививках медицинским организациям при ГКУ "Дирекции по обеспечению
смене гражданами обслуживающего ЛПУ. деятельности государственных
Обеспечить выдачу прививочных учреждений здравоохранения"
сертификатов населению Москвы

2.12. Продолжить внедрение 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
автоматизированного учета г. Москвы
профилактических прививок с
использованием сертифицированных
программ

2.13. Обеспечить контроль за планированием, 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
обеспеченностью МИБП, ходом городу Москве.
иммунизации и безопасными условиями ее Территориальные отделы Управления
проведения, в том числе в средних и Роспотребнадзора по городу Москве
высших учебных заведениях, детских в административных округах.
домах и домах ребенка Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения"

2.14. Обеспечить проведение анализа 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
состояния привитости населения против городу Москве.
кори и краснухи, в том числе групп Департамент здравоохранения
риска города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
Территориальные отделы Управления
Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах

3. Совершенствование качества эпидемиологического надзора за корью и краснухой

3.1. Обеспечить достижение основных 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
качественных показателей городу Москве.
эпидемиологического надзора за корью Территориальные отделы Управления
и краснухой в г. Москве: Роспотребнадзора по городу Москве
- процент случаев кори/краснухи, в административных округах.
обследуемых эпидемиологически в Департамент здравоохранения
течение 48 часов после регистрации, города Москвы.
- не менее 80; ГКУ "Дирекции по обеспечению
- процент очагов кори/краснухи с деятельности государственных
установленным источником - не менее учреждений здравоохранения"
70;
- процент очагов без распространения
инфекции - не менее 80;
- процент очагов кори, где
противоэпидемические мероприятия
проведены не позднее 3 дней с
момента выявления больного, - не
менее 80;
- процент лабораторно подтвержденных
случаев - не менее 95;
- процент случаев кори/краснухи с
адекватными пробами для диагностики
- не менее 80;
- процент случаев с получением
результатов лабораторных
исследований в течение 7 дней после
доставки в лабораторию - не менее
80;
- процент генотипированных очагов
кори/краснухи с распространением -
не менее 80;
- процент фактически обследованных
больных с лихорадкой и сыпью (в
рамках активного эпиднадзора) - 100

3.2. Проводить учет и лабораторное 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
подтверждение каждого случая кори и городу Москве.
краснухи, в том числе у беременных Территориальные отделы Управления
женщин, а также случаев СВК/ВКИ с Роспотребнадзора по городу Москве
заполнением карт эпидрасследования и в административных округах.
с занесением данных в систему CISID Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

3.3. Своевременно информировать 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
Роспотребнадзор и ННМЦ за городу Москве.
корью/краснухой о каждом случае Территориальные отделы Управления
заболевания корью и случаях, Роспотребнадзора по городу Москве
подозрительных на корь, среди в административных округах.
контактных Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения"

3.4. Осуществлять слежение за 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
клиническими проявлениями городу Москве.
заболеваний корью и краснухой (учет Территориальные отделы Управления
различных форм и тяжести течения Роспотребнадзора по городу Москве
заболевания, частоты возникновения в административных округах.
осложнений) ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

3.5. Проводить ежемесячный анализ 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
заболеваемости и распространения городу Москве.
кори и краснухи в г. Москве с учетом Территориальные отделы Управления
местных и завозных случаев. Роспотребнадзора по городу Москве
Определить административные округа, в административных округах.
группы и факторы риска ФБУЗ "Центр гигиены и
заболеваемости корью и краснухой с эпидемиологии в городе Москве".
разработкой оперативных мероприятий Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
по их предупреждению эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

3.6. Осуществлять ежемесячную и годовую 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
отчетность о заболеваемости корью, городу Москве.
краснухой, ВКИ/СВК, состоянии Территориальные отделы Управления
привитости населения против Роспотребнадзора по городу Москве
кори/краснухи и результатах в административных округах.
серомониторинга с учетом данных ФБУЗ "Центр гигиены и
ведомственных учреждений эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

3.7. Организовать и проводить 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
серологический мониторинг городу Москве.
популяционного иммунитета к кори и Территориальные отделы Управления
краснухе в индикаторных группах Роспотребнадзора по городу Москве
населения в соответствии с в административных округах.
действующими нормативными и Департамент здравоохранения
методическими документами города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

3.8. Проводить оценку состояния 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
популяционного иммунитета населения городу Москве.
к кори и краснухе с разработкой Территориальные отделы Управления
мероприятий по повышению его уровня Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах.
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

3.9. Разработать прогноз заболеваемости 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
корью и краснухой в соответствии с городу Москве
прогнозом дополнительных
мероприятий, обеспечивающих защиту
населения от этих инфекций

3.10. Осуществлять контроль за 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
организацией мероприятий по городу Москве
эпидемиологическому надзору за Территориальные отделы Управления
корью/краснухой в Москве и Роспотребнадзора по городу Москве
проведение профилактических и в административных округах
противоэпидемических мероприятий в
очагах инфекции с оказанием
необходимой
организационно-методической помощи

3.11. Проводить эпидемиологический надзор 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
за краснухой у беременных женщин в городу Москве
установленном порядке в г. Москве Территориальные отделы Управления
Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах

3.12. Осуществлять укрепление 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
материально-технической базы города Москвы.
вирусологических лабораторий, ФБУЗ "Центр гигиены и
осуществляющих лабораторную эпидемиологии в городе Москве"
диагностику кори и краснухи,
обеспечение расходными материалами
для лабораторной диагностики,
внедрение современных методов
исследований биологических
материалов от людей

4. Контроль качества препаратов для вакцинации против кори и краснухи. Обеспечение условий
транспортировки и хранения вакцинных препаратов.

4.1. Обеспечить выполнение требований 2013-2015 гг. Департамент здравоохранения
санитарных правил СП 3.3.2.1248-03 города Москвы.
"Условия транспортирования и ГКУ "Дирекции по обеспечению
хранения медицинских деятельности государственных
иммунобиологических препаратов" на учреждений здравоохранения".
всех уровнях "холодовой цепи", СП ГКДЦ по специфической
3.3.2.2329-08 "Условия иммунопрофилактике, главные врачи
транспортирования и хранения ЛПО
медицинских иммунобиологических
препаратов. Изменения и дополнения к
СП 3.3.2.1248-03"

4.2. Обеспечить наличие термоиндикаторов 2013 г. - 2014 г. Департамент здравоохранения
для контроля соблюдения города Москвы.
температурного режима на всех этапах ГКУ "Дирекции по обеспечению
"холодовой" цепи деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ГКДЦ по специфической
иммунопрофилактике, главные врачи
ЛПО

4.3. Осуществлять контроль за выполнением 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
санитарных правил СП 3.3.2.1248-03 городу Москве
"Условия транспортирования и Территориальные отделы Управления
хранения медицинских Роспотребнадзора по городу Москве
иммунобиологических препаратов", СП в административных округах
3.3.2.2329-08 "Условия
транспортирования и хранения
медицинских иммунобиологических
препаратов. Изменения и дополнения к
СП 3.3.2.1248-03"

5. Повышение квалификации и информационное обеспечение медицинских работников и специалистов
органов и учреждений Роспотребнадзора по вопросам эпидемиологии, профилактики, клиники и
диагностики кори и краснухи

5.1. Подготовить 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
информационно-аналитические Информационные городу Москве.
материалы по вопросам бюллетени - 2 раза Территориальные отделы Управления
заболеваемости, состояния иммунитета в год, Роспотребнадзора по городу Москве
населения, клинической и информационно- в административных округах.
лабораторной диагностики кори и аналитические ФБУЗ "Центр гигиены и
краснухи в Российской Федерации для письма - ежегодно эпидемиологии в городе Москве".
специалистов, участвующих в Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
программе элиминации этих инфекций в эпидемиологии в городе Москве" в
Москве административных округах

5.2. Проводить совещания и семинары по 2013-2015 Управление Роспотребнадзора по
вопросам элиминации кори и краснухи (ежегодно в городу Москве.
соответствии с Территориальные отделы Управления
планом) Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах.
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

5.3. Организовать регулярное повышение 2013-2015 гг. Территориальные отделы Управления
квалификации медицинских работников (в соответствии с Роспотребнадзора по городу Москве
по вопросам диагностики, планом) в административных округах.
эпидемиологии и профилактики кори и Департамент здравоохранения
краснухи города Москвы

6. Совершенствование информационно-мобилизационной системы при решении задач элиминации кори
и краснухи

6.1. Разработать и утвердить по Москве 1-2 кварталы Управление Роспотребнадзора по
программу на 2013-2015 гг. по 2013 г. городу Москве.
информационной работе с населением в Территориальные отделы Управления
целях формирования положительного Роспотребнадзора по городу Москве
отношения к вакцинопрофилактике, в административных округах.
включающих в том числе: Департамент здравоохранения
- подготовку достоверной информации города Москвы.
на доказательной основе для ГКУ "Дирекции по обеспечению
населения о преимуществах и рисках, деятельности государственных
связанных с иммунизацией против кори учреждений здравоохранения".
и краснухи; ФБУЗ "Центр гигиены и
- обучение педиатров и терапевтов эпидемиологии в городе Москве".
проведению информирования населения Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
по вопросам вакцинопрофилактики в эпидемиологии в городе Москве" в
целях формирования позитивного административных округах
отношения к иммунизации;
- издание информационных материалов
по вопросам профилактики кори и
краснухи (буклетов, плакатов и
другой печатной продукции);
- трансляции по телевидению, радио и
в Интернете тематических программ,
публикации в средствах массовой
информации

6.2. Проводить плановую и индивидуальную 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
информационную работу с населением в городу Москве.
целях формирования мотивации к Территориальные отделы Управления
иммунизации. Обеспечить население Роспотребнадзора по городу Москве
информацией о национальном календаре в административных округах.
профилактических прививок Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

6.3. Включить тематические мероприятия по 2013-2015 гг. Управление Роспотребнадзора по
вопросам профилактики кори и городу Москве.
краснухи в информационную кампанию Территориальные отделы Управления
"Европейская неделя иммунизации" Роспотребнадзора по городу Москве
в административных округах.
Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

7. Организация и осуществление процесса верификации элиминации кори и краснухи

7.1. Создать и утвердить состав комиссии 1 квартал 2014 г. Управление Роспотребнадзора по
по верификации процесса элиминации городу Москве
кори и краснухи (РКВ) в Москве, Департамент здравоохранения
подготовка комиссией материалов по города Москвы
верификации для передачи их в НКВ ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве"

7.2. Проводить проверки территориальных 2013-2015 Управление Роспотребнадзора по
отделов Управления Роспотребнадзора в соответствии с городу Москве.
г. Москвы по вопросам организации и планами Территориальные отделы
проведения процедуры верификации, Управления Роспотребнадзора по
при необходимости заслушивание городу Москве в административных
отчетов их руководителей округах.
Департамент здравоохранения
города Москвы.
ГКУ "Дирекции по обеспечению
деятельности государственных
учреждений здравоохранения".
ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве".
Филиалы ФБУЗ "Центр гигиены и
эпидемиологии в городе Москве" в
административных округах

7.3. Информировать Департамент 2014-2015 гг. Управление Роспотребнадзора в
здравоохранения г. Москвы о г. Москве
результатах рассмотрения
Национальной комиссии по верификации
процесса элиминации кори и краснухи



------------------------------------------------------------------