По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Московского городского суда от 18.09.2013 по делу N 3-0130/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца 3 пункта 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 N 115-ПП>



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу № 3-0130/2013

Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., с участием прокурора Ларионовой О.Г., при секретаре К.А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-0130/2013 по заявлению Г.А.П., действующего в своих интересах и в интересах <...>, об оспаривании в части пункт 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 № 115-ПП,

установил:

07 апреля 2011 года Правительством Москвы принято постановление № 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ", которое официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 22, 19.04.2011.
Пунктом 1 указанного постановления утвержден Регламент рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (далее также - Регламент).
Пунктом 2.2 Регламента установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие в городе Москве, вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ (приложение 2 к настоящему Регламенту).
С заявлением представляются копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих, в том числе, сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи.
Г.А.П., действующий в своих интересах и в интересах <...>, уточнив свои требования, обратился в Московский городской суд с заявлением, в котором просит признать недействующим положение абзаца 3 пункта 2.2 Регламента, в части требования с заявителей о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ копий документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи в отношении граждан (включая членов семьи), не являющихся заявителями в данном заявлении, и не претендующих в данном заявлении на признание их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
В обоснование своих требований Г.А.П. указывает, что все необходимые сведения для идентификации членов семьи заявителя указываются в заявлении о признании нуждающимися в содействии (приложение 2 к Регламенту). Информация об этом находится в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и подведомственным государственным органам и органам местного самоуправления организациях, в связи с чем, в соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" эти сведения от заявителя не вправе требовать, органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги. Обязательное требование от заявителя документов, указанных в абз. 3 п. 2.2 Регламента относительно граждан, не являющихся заявителями и не претендующих на признание нуждающимися в содействии, и последующая обработка этих сведений, по мнению Г.А.П., является нарушением законодательства о персональных данных. При этом заявителю законодательством не предоставлено право доступа к распоряжению документами, удостоверяющими личность третьих лиц, проживающими совместно с ним в жилом помещении, и не являющихся, при этом заявителями и не претендующих на Признание нуждающимися в содействии. Предоставление заявителю со стороны этой категории граждан своих личных документов, будет являться нарушением п. 17 Положения о паспорте, согласно которому гражданин обязан бережно хранить паспорт, что, по мнению заявителя, исключает передачу его чужому лицу. Обязательное требование от заявителя документов, предусмотренных оспариваемыми положениями, ставит заявителей в неравное положение, так как для части заявителей исключает возможность подать заявление и реализовать свое право на улучшение жилищных условий в случае сопротивления, несогласия граждан, не являющихся заявителями и не претендующих на Признание нуждающимися в содействии, предоставить свои личные документы в службу одного окна. Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемые положения противоречат пункту 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ", согласно которому государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо самостоятельно запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органов местного самоуправления и у иных должностных лиц.
В настоящем судебном заседании Г.А.П., представляющий интересы <...>, заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель Правительства Москвы (по доверенности) Т.Т.В. требования заявителя не признала, просила в их удовлетворении отказать, поскольку считала требования не обоснованными и противоречащими положениям закона. Полагала, что, оспариваемый в части, нормативный правовой акт принят в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Ларионовой Р.Г., полагавшей требования заявителя не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Оспариваемыми положениями урегулированы вопросы в сфере жилищных правоотношений.
В соответствии с п. "к" части 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.
Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, положениям статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
В силу положений пунктов 4, 9 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами и не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации, полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с Законом города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы (статья 1). В пределах своих полномочий Правительство Москвы разрабатывает и осуществляет городскую политику в жилищной сфере (статья 14).
Согласно частям 1, 2 статьи 4.1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" порядок признания граждан нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ устанавливается Правительством Москвы. Жители города Москвы, признанные нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, подлежат учету в качестве нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ в порядке, установленном Правительством Москвы.
Следовательно, принятие оспариваемого нормативного правового акта входило в компетенцию Правительства Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона города Москвы от 20.12.2006 № 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы. Правовые акты по вопросам организационно-распорядительного характера и не являющиеся нормативными принимаются в форме распоряжений Правительства Москвы. Порядок принятия правовых актов Правительства Москвы определяется Правительством Москвы. Постановления и распоряжения Правительства Москвы подписываются Мэром Москвы или лицом, исполняющим обязанности Мэра Москвы. Правовые акты Правительства Москвы и заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы официально опубликовываются, вступают в силу, изменяются, приостанавливаются, отменяются, признаются утратившими силу в порядке, установленном Уставом города Москвы и Законом города Москвы от 8 июля 2009 года № 25 "О правовых актах города Москвы".
Частью 1 статьи 19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 № 25 "О правовых актах города Москвы" предусмотрено, что нормативные правовые акты (за исключением нормативных правовых актов, содержащих сведения, отнесенные к государственной или иной охраняемой законом тайне) подлежат официальному опубликованию.
Оспариваемое в части Постановление официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", № 22, 19.04.2011, подписано Мэром Москвы, что соответствует требованиям вышеназванных законов.
Следовательно, оспариваемое в части постановление Правительства Москвы введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлены требования к взаимодействию органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 2 частью 1 указанной статьи предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Вместе с тем, пунктами 1, 4 части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ установлено, что если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, положения пункта 2 части 1 настоящей статьи не распространяются на следующие документы, представляемые в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа: 1) документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца; 4) документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания.
Таким образом, на уровне федерального законодательства не содержится запрета на требования органами, предоставляющими государственные услуги от граждан документов, предусмотренных, оспариваемыми Г.А.П., положениями. Такой запрет отсутствует в иных нормативных правовых актах, имеющих большую, по сравнению с оспариваемым постановлением Правительства Москвы, юридическую силу.
Положения части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ не определяют круг лиц, на который данное законоположение распространяет свое действие, следовательно, умозаключение заявителя о том, что предусмотренные данной нормой положения распространяются только на личные документы заявителя, обратившегося за получением государственной услуги, основаны на неверном понимании закона, в связи с чем суд их отклоняет.
Возможность возложения, на заявителя желающего получить государственную услугу, обязанности по предоставлению в органы, оказывающие эти услуги, документов третьих лиц, предусмотрена частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Оспариваемая норма обязывает гражданина обратившегося в службу "одного окна" с заявлением о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, вместе с заявлением представить копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих, в том числе, сведения о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) членов семьи заявителя.
Частью 2 статьи 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что под членами семьи заявителя понимаются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда. Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи, учитываемых для данной программы. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Согласно части 9 указанной статьи жителями города Москвы, признанными нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, являются жители города Москвы, проживающие в жилых помещениях, в которых размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи, составляет менее учетной нормы, соответствующие условиям, установленным пунктами 2-4 статьи 7 настоящего Закона, и подавшие в установленном порядке заявление о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ.
Частью 5 статьи 21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" предусмотрено, что при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, указанных в статье 10 настоящего Закона.
Анализ указанных положений показывает, что содержащееся в оспариваемой норме требование по предоставлению документов, подтверждающих личный статус членов семьи заявителя, не противоречит федеральному законодательству, иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу и обусловлено приведенными выше положениями Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения". Признание гражданина нуждающимся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, направлено на улучшение жилищных условий, как самого заявителя, так и членов его семьи, носит заявительный характер и основывается на добровольном участии в этом заявителя и членов его семьи.
Ссылка заявителя на пункт 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" является также не состоятельной, поскольку данная норма, предусматривая возможность государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица запрашивать необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, не содержит в себе запрет на требование от заявителя, документов, предусмотренных оспариваемыми положениями.
Несостоятельны доводы Г.А.П. и о том, что обязательное требование от заявителя документов, указанных в абз. 3 п. 2.2 Регламента относительно граждан, не являющихся заявителями и не претендующих на признание нуждающимися в содействии, и последующая обработка этих сведений является нарушением законодательства о персональных данных, поскольку оспариваемые положения не предусматривают возможность обработки персональных данных третьих лиц, без их согласия, в случаях, когда в соответствии с федеральным законом на обработку таких персональных данных это согласие требуется.
В данном случае, частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ на заявителя, при его обращении за получением государственной или муниципальной услуги, возлагается обязанность дополнительно представить документы, подтверждающие получение согласия третьих лиц на обработку их персональных данных.
Поскольку оспариваемая норма распространяет свое действие в равной мере на всех граждан РФ, проживающих в г. Москве, претендующих на признание их нуждающимися в содействии Города в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, она не может рассматриваться как ставящая граждан-заявителей в неравные условия.
Следовательно, оспариваемые заявителем положения не могут рассматриваться как нарушающие его права.
Доводы заявителя о том, что в истребовании спорных документов, нет практической необходимости, фактически сводятся к решению вопроса о целесообразности принятия самой нормы, в той редакции, в которой она действует. Вместе с тем, исходя из конституционного принципа разделения властей, суд, при осуществлении абстрактного нормоконтроля, не вправе входить в обсуждение этого вопроса, поскольку он выходит за пределы его компетенции.
Оспариваемые положения Регламента не содержат требований об изъятии паспорта, а утвержденное постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828 Положение о паспорте гражданина РФ, не содержит запрет на передачу паспорта для предъявления его в органы государственной власти, в связи с чем суд не может согласиться с доводами заявителя о противоречии оспариваемой нормы требованиям Положения о паспорте гражданина РФ.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что основания позволяющие признать недействующим постановление Правительства Москвы от 07.04.2011 № 115-ПП в оспариваемой части - отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Г.А.П., действующего в своих интересах и в интересах <...>, об оспаривании в части пункт 2.2 Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 № 115-ПП отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий
М.Ю. Казаков


------------------------------------------------------------------