По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.09.2013 по делу N А40-74296/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительными приложения 3 к постановлению РЭК Москвы от 28.12.2010 N 270 ">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу № А40-74296/2013

Резолютивная часть объявлена 19 сентября 2013 г.
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 г.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего Махлаевой Т.И. (шифр судьи 2-429)
судьи: Кастальская М.Н., Ласкина С.О.
протокол ведет секретарь судебного заседания К.О.В.
рассмотрел в заседании суда заявление ОАО "М"
к ответчику/заинтересованным лицу: РЭК г. Москвы
об оспаривании нормативных правовых актов в части
в заседании приняли участие:
от заявителя: О.В.Ю., паспорт, дов. от 27.12.2012, С.М.Н., паспорт, дов. от 19.09.2013
от ответчика: С.Д.Г. - дов. № <...> от 24.09.2012 г., Т.Т.С., паспорт, дов. от 06.11.2012

установил:

Дело рассмотрено в коллегиальном составе суда на основании п. 2 ч. 2 ст. 17 АПК РФ.
ОАО "М" (далее - ОАО "М") признать приложение 3 к постановлению Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28 декабря 2010 г. № 270 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на территории города Москвы" (в редакции постановления РЭК Москвы от 25.05.2011 № 35 "О внесении изменений в Постановление РЭК Москвы от 28 декабря 2010 г. № 270") не соответствующим положениям действующего законодательства Российской Федерации, в частности: Федеральному закону № 35 от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", положениям п. 19, п. 20 методических указаний ФСТ России (утвержден приказом ФСТ от 30.11.2010 № 365-э/5) и не действующим; признать пункт 1.3 постановления № 35 и приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии города Москвы от 25 мая 2011 г. № 35 "Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт)" не соответствующим положениям действующего законодательства Российской Федерации, в частности: Федеральному закону № 35 от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", положениям п. 19, п. 20 методических указаний ФСТ России (утвержден приказом ФСТ от 30.11.2010 № 365-э/5) и не действующим.
В обоснование заявленных требований ОАО "М" ссылается на следующие обстоятельства.
Оспариваемые постановления приняты РЭК города Москвы в рамках компетенции РЭК г. Москвы, установленной Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах департамента), утвержденным постановлением Правительства города Москвы от 12 декабря 2006 г. № 963-ПП, и не соответствуют законодательству Российской Федерации, в частности: Федеральному закону № 35 от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", а также положениям Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 30 ноября 2010 г. № 365-э/5 в части утверждения "Калькуляции стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт)" на основании следующего.
В соответствии с последним абзацем ч. 4 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ (далее - Закон), государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона, государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 71 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 г. указано, что размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Таким образом, по отношению к оспариваемым нормативным правовым актам, Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 30 ноября 2010 г. № 365-э/5 являются нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением № 270 установлена и введена в действие с 01.01.2011 тарифная ставка для расчета размера платы за технологическое присоединение потребителей за 1 кВА технологического присоединения к распределительным электрическим сетям ОАО "М" в размере 14151,48 руб./кВА.
Постановлением РЭК Москвы № 35 от 25.05.2011 внесены изменения в постановление № 270 в части названия единицы мощности и, соответственно, величины тарифной ставки платы за технологическое присоединение такой единицы мощности, а именно: вместо 14151,48 руб./кВА тарифная ставка стала равной 16648,80 руб./кВт.
Постановлением № 35 были внесены изменения в постановление № 270 в части утверждения калькуляции стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт) (далее - калькуляция стоимости мероприятий).
Как указывает заявитель, ОАО "М" в период действия постановления № 270 в редакции постановления № 35 при определении платы за технологическое присоединение в отношении конкретного потребителя применяло "тарифную ставку для расчета размера платы за технологическое присоединение", равную 16648,80 руб. за кВт. Иных "тарифных ставок для расчета размера платы за технологическое присоединение" за единицу мощности постановлением № 270 в редакции постановления № 35 не установлено.
В то же время РЭК Москвы возбудила два административных дела в отношении ОАО "М" по факту нарушения части 1 ст. 14.6 КоАП РФ (протоколы № 42, 43 от 09.04.2013 об административных правонарушениях).
Устанавливая факт нарушения, РЭК Москвы определило, что ОАО "М" неправомерно применяло плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям ОАО "М", исходя из тарифной ставки платы в размере 16648,80 руб. за кВт. При этом позиция РЭК Москвы сводится к тому, что ОАО "М" должно было определить размер платы по договору, исходя из стоимости только тех мероприятий, которые ОАО "М" выполняло (должно было выполнить) в отношении данного заявителя, определенной в соответствии с калькуляцией стоимости мероприятий.
Приложение № 3 к приказу № 270, устанавливающее "тарифные ставки платы" (как это толкуется РЭК Москвы) по каждому отдельному мероприятию, выполняемому сетевой организацией в процессе технологического присоединения: противоречит и не соответствует положениям п. 19 и п. 20 методических указаний ФСТ России (утвержден приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5), из которых прямо следует, что ставка платы за технологическое присоединение может быть только одна и может быть применена в расчетах платы за технологическое присоединение только такая ставка; нарушает права и законные интересы заявителя в связи с тем, что может повлечь для заявителя, будучи не признанным не соответствующим вышестоящему нормативному правовому акту и не действующим: убытки, в связи с необходимостью пересчета платы за технологическое присоединение по ранее заключенным договорам, санкции административного воздействия со стороны регулирующих органов, выраженные как в виде "оборотного штрафа", так и виде иного рода административных наказаний.
Ответчик по заявлению возражает, ссылаясь на законность, обоснованность оспариваемых актов, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований заявителя.
Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ и частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или его отдельные положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает его соответствие федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт (части 4 и 6 статьи 194 АПК РФ).
Согласно ч. 4 ст. 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - 35-ФЗ) государственному регулированию подлежат плата за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину. Частью 3 ст. 24 35-ФЗ за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов закреплены полномочия по установлению цен (тарифов), указанных в статье 23.1 35-ФЗ, в том числе платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.
Пунктом 17 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП "О регулировании цен (тарифов) в городе Москве" РЭК Москвы наделяется правом установления платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
В соответствии с Положением о Региональной энергетической комиссии города Москвы (на правах Департамента), утвержденным постановлением Правительства Москвы от 6 марта 2013 г. № 124-ПП, Комиссия является органом исполнительной власти города Москвы в области государственного регулирования цен (тарифов), уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) на товары (услуги) организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории города Москвы. Согласно п. 6 пп. 6.1.5 раздела III в полномочия Комиссии отнесено установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
Постановлением РЭК Москвы от 28.12.2010 № 270 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на территории города Москвы" утверждены тарифные ставки для расчета размера платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "М".
Приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5 утверждены Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, которые вступили в силу 09.01.2011 (далее - Методические указания), согласно которым плата за технологическое присоединение конкретного Заявителя включает, в том числе расходы, рассчитываемые на основании ставок, утвержденных в соответствии с приложением 2 (пункты 3.1-3.7) только по мероприятиям, которые необходимо осуществить, в зависимости от присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики на основании поданной заявки.
В целях приведения постановления № 270 в соответствие с новыми Методическими указаниями постановлением № 35 внесены соответствующие изменения и утверждена калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт).
Ставки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ОАО "М", установленные постановлением № 270 (в ред. постановлений РЭК Москвы от 07.02.2011 № 7, от 25.05.2011 № 35) с разбивкой по стоимости выполняемых мероприятий, рассчитаны в соответствии с Методическими указаниями, действующими на момент принятия РЭК Москвы решения.
Утверждение Заявителя об использовании тарифной ставки, также утвержденной постановлением № 270, в размере 16648,80 руб./кВт и никакой иной не соответствует действительности, опровергается представленными ответчиком материалами.
Так, по договору № <...> от 03.07.2012 г., заключенному между ОАО "М" и управой района Якиманка города Москвы, сумма составляет 3786,86 руб. при максимальной мощности присоединяемых энергопринимающих устройств 5 кВт, т.е. 757,73 руб. (с НДС) или 641,84 руб. (без НДС) за 1 кВт. В свою очередь сумма 641,84 руб./кВт формируется ОАО "М" исходя из ставок платы, утвержденных постановлением № 270, а именно складывается из п. 1, п. 4 и п. 6 калькуляции стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт).
В то же время, применяя ставку 16648,80 руб./кВт, в случаях, когда нет необходимости в выполнении всех мероприятий по технологическому присоединению, указанных в калькуляции постановления № 270, ОАО "М" фактически незаконно получает денежные средства.
Доводы заявителя о нарушении его законных прав и интересов оспариваемыми нормативными актами признаются судом несостоятельными, поскольку носят предположительный характер и не подтверждены материалами дела.
Ссылка на наличие административных дел, возбужденных в отношении ОАО "М", признается необоснованной, поскольку в данном случае способ восстановления нарушенного права является ненадлежащим, так как заявитель не лишен возможности оспорить постановления РЭК в порядке гл. 25 АПК РФ, ст.ст. 30.1, 30.2 КоАП РФ.
Вопросы возмещения убытков относятся к имущественным требованиям, которые рассматриваются в соответствии со ст.ст. 15, 16 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Расходы по госпошлине возлагаются на заявителей, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании ст.ст. 8, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, и руководствуясь ст.ст. 4, 64, 65, 66, 68, 69, 71, 167-170, 176, 192, 195 АПК РФ, суд

решил:

Отказать ОАО "М" в удовлетворении заявления к Региональной энергетической комиссии города Москвы о признании недействительным приложения 3 к постановлению Региональной энергетической комиссии города Москвы от 28 декабря 2010 г. № 270 "Об установлении размеров платы за технологическое присоединение потребителей к распределительным электрическим сетям ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" на территории города Москвы" (в редакции постановления РЭК Москвы от 25.05.2011 № 35 "О внесении изменений в постановление РЭК Москвы от 28 декабря 2010 г. № 270"); пункта 1.3 постановления № 35 и приложение к постановлению Региональной энергетической комиссии города Москвы от 25 мая 2011 г. № 35 "Калькуляция стоимости мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности (1 кВт)".
Решение может быть обжаловано в месячный срок в Девятый Арбитражный апелляционный суд.

Председательствующий
Т.И. Махлаева

Судьи
М.Н. Кастальская
С.О. Ласкина


------------------------------------------------------------------