По датам

2012

2013

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Московского городского суда от 04.10.2013 по делу N 3-76/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующей Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей , утвержденной распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 28.09.2011 N 05-14-650/1>



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 октября 2013 г. по делу № 3-76/2013

Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре К.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 3-76/2013 по заявлению Б.С.В. о признании частично недействующими пунктов 2.1.3, 2.3.3, 2.11, 2.12.2, 2.14.2.2, 2.16, 4.1.3, 4.3.3.2, 4.3.4.3, 4.3.5.3, 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.4, 4.5.1.5, 4.5.1.7, 4.5.1.8, 4.5.1.9, 4.5.1.11, 4.5.1.12, 4.5.1.13 Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее), утвержденной распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28 сентября 2011 г. № 05-14-650/1,

установил:

28 сентября 2011 г. Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - ДЖКХиБ города Москвы) принято распоряжение № 05-14-650/1, которым утверждена Технология зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 г.г. и далее) (приложение).
Данный акт с приложением размещен на официальном сайте ДЖКХиБ города Москвы http://mos.dgkh.ru, 29 сентября 2011 г.
Б.С.В. обратился в Московский городской суд с заявлением о признании Технологии недействующей в части, предусматривающей применение комбинированных противогололедных реагентов (далее - ПГР) во дворах жилых домов, на пешеходных дорогах, дворовых территориях, тротуарах и внутриквартальных проездах (пункты 2.3.3, 2.14.2.2, 4.1.3, 4.3.3.2, 4.3.4.3, 4.3.5.3, 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.4, 4.5.1.5, 4.5.1.7, 4.5.1.8, 4.5.1.9, 4.5.1.11, 4.5.1.12, 4.5.1.13), в части положений пункта 2.11, устанавливающих основные требования к химическим ПГР по показателям № 6, 12, 15 (в отношении жидких ПГР), 16 (в отношении жидких, твердых и комбинированных ПГР); пункта 2.12.2, устанавливающих основные требования к комбинированным ПГР по показателю № 13; пункта 2.16, определяющих допустимое содержание химических веществ, не относящихся к действующему веществу в составе ПГР; пункта 2.1.3, допускающих к применению ПГР, в состав которых входит хлористый калий (хлорид калия).
Считает оспариваемые правовые нормы не соответствующими Правилам санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Москве, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018 (пункт 6.1), Порядку допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. № 242-ПП (пункт 1.3), и приложению № 2 к Порядку, Федеральному закону от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", санитарным правилам "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г. (пункт 4.11), по тем причинам, что приняты ДЖКХиБ города Москвы с превышением своих полномочий, допускают к применению ПГР, имеющие технические показатели, не соответствующие требованиям, предъявляемым к ПГР нормативными правовыми актами Правительства Москвы, устанавливают необходимость применения комбинированных ПГР во дворах жилых домов, на пешеходных дорогах, дворовых территориях, тротуарах и внутриквартальных проездах, разрешают применение в качестве ПГР хлорида калия, использование которого является недопустимым в целях комплексного содержания объектов дорожного хозяйства, дворовых территорий и внутриквартальных проездов, что, в конечном итоге, приводит к нарушению прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, благоприятную среду обитания, отсутствие факторов вредного воздействия на здоровье человека.
ДЖКХиБ города Москвы, Правительство Москвы, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в письменных возражениях указали на то, что Технология принята ДЖКХиБ города Москвы в пределах его компетенции, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителей заявителя Б.С.В. - Д.К.В., К.Я.В., поддержавших заявление, возражения представителей ДЖКХиБ города Москвы - М.М.А., И.Р.М., К.И.Ф., К.Э.В., ДЖКХиБ города Москвы и Правительства Москвы - С.Е.С., проверив Технологию в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Московский городской суд не находит оснований для признания оспариваемых нормативных положений недействующими.
Вопросы, связанные с содержанием территорий и благоустройством территорий городов, иных населенных пунктов, в соответствии со ст. 71 и ст. 72 Конституции Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации не находятся и по своему характеру к вопросам, имеющим федеральное значение, также не относятся.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации).
В силу пунктов 5, 19 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесены: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
В силу статьи 3 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 "О Правительстве Москвы" систему органов исполнительной власти города Москвы образуют Правительство Москвы, а также подведомственные Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города Москвы.
Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции.
Согласно Положению о ДЖКХиБ города Москвы, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. № 739-ПП, ДЖКХиБ города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сферах жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, управления многоквартирными домами и специализированным жилищным фондом, социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг, дорожно-мостового, водопроводно-канализационного, коллекторного хозяйств, озеленения, содержания и ремонта инженерных объектов и коммуникаций, обращения с отходами производства и потребления, содержания безнадзорных и бесхозяйных животных, водных отношений (пункт 1).
ДЖКХиБ города Москвы осуществляет полномочие в сфере ремонта и содержания объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети города (пункт 4.1.15 Положения) и на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава города Москвы, законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы принимает решения о выполнении работ и содержанию объектов дорожного хозяйства (пункт 4.2.15 Положения), о разработке регламентов, технических паспортов, рекомендаций, методик, отраслевых методических документов, норм, расценок, тарифов на работы и услуги (пункт 4.2.8 Положения).
В соответствии с пунктом 3.3 постановления Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. № 242-ПП "О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в г. Москве" (в редакции постановления Правительства Москвы от 09 сентября 2013 г. № 588-ПП) на ДЖКХиБ города Москвы возложено полномочие по утверждению Технологии зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов при наличии положительного заключения федеральной государственной экологической экспертизы на ее проект.
В силу пункта 6 статьи 4 Закона города Москвы от 08 июля 2009 г. № 25 "О правовых актах города Москвы" приказы и распоряжения органов исполнительной власти города Москвы - правовые акты, принимаемые отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти города Москвы по вопросам, связанным с реализацией полномочий, определенных положениями о соответствующих органах исполнительной власти города Москвы, и подписываемые их руководителями либо иными уполномоченными должностными лицами данных органов.
Технология, определяющая, согласно ее пункту 1.1, основные требования к выполнению работ по комплексному содержанию улично-дорожной сети и дворовых территорий в зимний период с применением химических, фрикционных и противогололедных материалов, принята ДЖКХиБ города Москвы по вопросу, отнесенному к его компетенции, с соблюдением формы, порядка издания и опубликования нормативного правового акта.
Пункт 1.3 Порядка допуска к применению противогололедных реагентов на объектах дорожного хозяйства в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. № 242-ПП, предусматривающий, что ПГР применяются на объектах дорожного хозяйства города Москвы только в соответствии с отраслевым дорожным методическим документом (ОДМ "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах", утвержденный распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р), Регламентом зимнего содержания объектов дорожного хозяйства и Временной инструкцией по технологии зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов на соответствующий зимний сезон, утвержденными в соответствии с Правилами санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве (постановление Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. № 1018) ДЖКХиБ города Москвы, признан утратившим силу с 07 июня 2013 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства Москвы от 07 июня 2013 г. № 367-ПП.
Правила санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка г. Москвы, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 г. № 1018, определяя порядок уборки и содержания городских территорий, запрещают применение технической соли и жидкого хлористого кальция в качестве ПГР на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах, за исключением многокомпонентных противогололедных реагентов, содержащих в своем составе биологически разлагаемый компонент и предусмотренных Технологией зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов, получившей положительное заключение федеральной государственной экологической экспертизы (пункт 5.8 в редакции постановления Правительства Москвы от 09 сентября 2013 г. № 588-ПП), и предусматривают, что тротуары, дворовые территории и проезды должны быть очищены от снега и наледи до асфальта в соответствии с Технологией зимней уборки объектов дорожного хозяйства с применением противогололедных реагентов, получившей в установленном порядке положительное заключение федеральной государственной экологической экспертизы (пункт 6.1 в редакции постановления Правительства Москвы от 09 сентября 2013 г. № 588-ПП).
Следовательно, не допускается применение на тротуарах, посадочных площадках остановок городского пассажирского транспорта, в парках, скверах, дворах и прочих пешеходных и озелененных зонах в качестве ПГР однокомпонентных реагентов, содержащих в своем составе только технические соли, или только хлористый кальций в жидком виде.
Технология содержит положения, предусматривающие применение на указанных территориях комбинированных ПГР - твердых (сыпучих) средств, имеющих в своем составе как химические ПГР, так и фрикционные материалы (пункты 2.3.3, 2.14.2.2, 4.1.3, 4.3.3.2, 4.3.4.3, 4.3.5.3, 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.4, 4.5.1.5, 4.5.1.7, 4.5.1.8, 4.5.1.9, 4.5.1.11, 4.5.1.12, 4.5.1.13), что не противоречит приведенным нормативным правовым актам.
Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы устанавливал запрет на применение комбинированных ПГР во дворах жилых домов, на пешеходных дорогах, дворовых территориях, тротуарах, внутриквартальных проездах и остановках общественного транспорта, не имеется.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на территории Российской Федерации действуют правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.11 санитарных правил "СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г. (далее - СанПиН 42-128-4690-88), в зимний период обработка тротуаров и дорожных покрытий поваренной солью (NaCl) запрещается.
Указанные СанПиН 42-128-4690-88 вводят запрет на применение NaCl как однокомпонентного ПГР и не содержат каких-либо ограничений на использование многокомпонентных противогололедных материалов для обработки тротуаров и дорожных покрытий.
Содержание NaCl (хлорида натрия) в составе ПГР предусмотрено ОДН "Требования к противогололедным материалам", утвержденными распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р, и рекомендациями по обеспечению экологической безопасности в придорожной полосе при зимнем содержании автомобильных дорог, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 17 ноября 2003 г. № ИС-1007-р.
Необоснован и довод заявителя о том, что установленные Технологией основные требования к жидким химическим ПГР по показателям 6 (температура кристаллизации), 12 (плавящая способность), 15 (удельная эффективная активность естественных радионуклидов), ПГР по показателю 16 (коррозионная активность на металл) (пункт 2.11), комбинированным ПГР по показателю 13 (коррозионная активность на металл) (пункт 2.12.2), допустимое содержание химических веществ, не относящихся к действующему веществу в составе ПГР (пункт 2.16), не соответствуют требованиям, предъявляемым к ПГР нормативными правовыми актами Правительства Москвы.
Основные требования к противогололедным реагентам, применяемым на объектах дорожного хозяйства города Москвы (приложение № 2 к Порядку допуска к применению противогололедных реагентов на объектах дорожного хозяйства в городе Москве, утвержденному постановлением Правительства Москвы от 10 апреля 2007 г. № 242-ПП), на что ссылается заявитель, признаны утратившими силу с 09 сентября 2013 г. в связи с вступлением в силу постановления Правительства Москвы от 09 сентября 2013 г. № 588-ПП.
Сопоставление требований к ПГР в ОДН "Требования к противогололедным материалам", утвержденных распоряжением Минтранса России от 16 июня 2003 г. № ОС-548-р, и основных требований к ПГР в Технологии, позволяет сделать вывод, что показатели по температуре кристаллизации, плавящей способности, коррозионной активности на металл ПГР в обоих актах одинаковы, а к показателю удельной эффективности активности естественных радионуклидов, предусмотренному в оспариваемом нормативном правовом акте, предъявлены более высокие требования (по радиации ужесточены в 2 раза).
В соответствии с пунктом 10.3 ОДН "Требования к противогололедным материалам" противогололедные материалы не должны содержать примесей тяжелых металлов и других опасных веществ в опасных концентрациях.
Пункт 2.16 Технологии устанавливает допустимое содержание таких веществ в составе ПГР.
Технология предусматривает использование хлорида калия в качестве компонента комбинированных ПГР (пункт 2.1.3).
Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", регулируя применение пестицидов и агрохимикатов в качестве удобрений, не содержит каких-либо запретов на использование тех или иных химических веществ в сфере коммунального хозяйства.
Хлорид калия включен в "Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. 2013 год", утвержденный Минсельхозом России.
Хлорид калия разрешен для применения в качестве удобрения в сельскохозяйственном производстве и в личных подсобных хозяйствах, что не исключает возможность его применения в других отраслях.
Основными критериями экологической безопасности для хлорида калия, а также для других химических веществ является недопущение превышения предельно допустимых концентраций (норм). Хлорид калия разрешен для использования в определенных концентрациях.
Таким образом, использование хлорида калия в составе ПГР не противоречит санитарно-гигиеническим нормам и действующему законодательству.
В силу положений ст. 32 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду.
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды (ст. 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ).
В статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" закреплено, что экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ).
Поскольку Технология предусматривает использование в составе ПГР определенных химических веществ, применение которых может оказывать негативное влияние на окружающую среду, проектная документация "Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)" прошла государственную экологическую экспертизу в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ, по результатам которой приказом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 12 сентября 2011 г. № 08-Э утверждено положительное заключение экологической экспертизы, свидетельствующее о соответствии материалов проектной документации требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза пришла к выводу о том, что предлагаемая Технология в процессе ее реализации не вызовет недопустимых экологических последствий. Данное заключение является действующим и незаконным не признано, то есть в установленном порядке не оспорено.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых Технология в оспариваемой части может быть признана недействующей, не имеется.
Таким образом, Технология в оспариваемой части принята ДЖКХиБ города Москвы по вопросу, отнесенному к его компетенции, и федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и свобод заявителя не нарушает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении заявления Б.С.В. о признании частично недействующими пунктов 2.1.3, 2.3.3, 2.11, 2.12.2, 2.14.2.2, 2.16, 4.1.3, 4.3.3.2, 4.3.4.3, 4.3.5.3, 4.5.1.2, 4.5.1.3, 4.5.1.4, 4.5.1.5, 4.5.1.7, 4.5.1.8, 4.5.1.9, 4.5.1.11, 4.5.1.12, 4.5.1.13 Технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее), утвержденной распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28 сентября 2011 г. № 05-14-650/1, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Московского
городского суда
А.С. Лопаткина


------------------------------------------------------------------