Постановление администрации городского округа Троицк в г. Москве от 20.03.2013 N 266 "Об утверждении Положения о порядке реализации права граждан на образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Троицк"
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК
В ГОРОДЕ МОСКВЕ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 марта 2013 г. № 266
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДСКОГО
ОКРУГА ТРОИЦК
В целях регламентации порядка реализации прав граждан на образование в общеобразовательных учреждениях городского округа Троицк, в соответствии с действующим законодательством в сфере образования постановляю:
1. Утвердить Положение о порядке реализации права граждан на образование в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Троицк (приложение).
2. Признать утратившим силу постановление администрации города Троицка от 21.06.2011 № 740 "Об утверждении Положения о порядке приема, перевода, отчисления и исключения обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях города Троицка в новой редакции".
3. Настоящее постановление подлежит опубликованию в еженедельной газете городского округа Троицк в городе Москве "Городской ритм" и размещению на сайте администрации городского округа Троицк.
4. Настоящее постановление вступает в силу в день его официального опубликования.
5. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя главы администрации городского округа Троицк в городе Москве Михайлову Е.А.
Глава городского округа
В.Е. Дудочкин
Приложение
к постановлению администрации
городского округа Троицк
в городе Москве
от 20 марта 2013 г. № 266
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ
В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТРОИЦК
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях реализации государственной политики в сфере образования, реализации прав граждан на образование, полномочий городского округа Троицк в сфере образования, профилактики отсева обучающихся из общеобразовательных учреждений, защиты интересов детей и удовлетворения потребностей семьи в выборе общеобразовательного учреждения и форм получения образования.
1.2. Реализация прав граждан на обучение в муниципальных общеобразовательных учреждениях городского округа Троицк осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 № 288, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом города Москвы от 10.03.2004 № 14 "Об общем образовании в городе Москве", Законом города Москвы от 06.11.2002 № 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", приказом Минобрнауки РФ от 15.02.2012 № 107 "Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения", Уставом городского округа Троицк, Положением о функциональном органе администрации городского округа Троицк в городе Москве "Управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве".
1.3. Положение распространяется на муниципальные общеобразовательные учреждения всех типов и видов, подведомственные функциональному органу администрации городского округа Троицк в городе Москве "Управление образования администрации городского округа Троицк в городе Москве" (далее - Управление образования).
2. Реализация права граждан на получение общего образования
в городском округе Троицк
2.1. Органы местного самоуправления гарантируют получение гражданами обязательного среднего (полного) общего образования, создают условия для реализации ими права на общедоступное, бесплатное и качественное начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование и обеспечивают:
1) равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование;
2) единство образовательного пространства в городском округе Троицк;
3) академические свободы обучающихся - право выбора формы обучения, право на обучение по индивидуальным учебным планам, ускоренный курс обучения;
4) академическую мобильность обучающихся - право выбора образовательного учреждения, переход из одного образовательного учреждения в другое;
5) защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья при правильном выборе типа и вида образовательного учреждения с учетом уровня развития обучающегося;
6) преемственность общеобразовательных программ, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования;
7) реализацию права педагогических работников на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников;
8) социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогических работников;
9) контроль за соответствием условий осуществления образовательного процесса санитарным и гигиеническим нормам, требованиям охраны жизни и здоровья обучающихся;
10) реализацию права граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию основных общеобразовательных программ, максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и уровню подготовки выпускников;
11) финансирование и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы, соглашением между Департаментом образования города Москвы и городским округом Троицк о предоставлении субвенции из бюджета города Москвы бюджету городского округа Троицк на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение образования.
2.2. Право граждан на получение общего образования реализуется созданием сети общеобразовательных учреждений различных типов и видов с учетом образовательных потребностей граждан.
2.3. Иностранные граждане пользуются правом на получение образования наравне с гражданами Российской Федерации. Порядок приема иностранных граждан, лиц без гражданства и их учет осуществляется на основании Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"; перечень документов при приеме в образовательное учреждение определяется в соответствии с п. 12 приказа Минобрнауки РФ от 15.02.2012 № 107 "Об утверждении порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения".
2.4. Прием граждан из семей беженцев и вынужденных переселенцев осуществляется без ограничений, на основании записи сведений о детях в свидетельстве, выданном беженцу (вынужденному переселенцу), и письменного заявления с указанием адреса фактического проживания, без учета наличия или отсутствия регистрационных документов, согласно требованиям Закона Российской Федерации "О вынужденных переселенцах" и Федерального закона "О беженцах".
2.5. Администрация городского округа Троицк закрепляет за каждым общеобразовательным учреждением микрорайон города с целью учета всех несовершеннолетних, проживающих на данной территории и подлежащих обучению в общеобразовательных учреждениях, для реализации их прав на получение образования.
2.6. Порядок приема граждан общеобразовательное учреждение устанавливает самостоятельно в соответствии с действующим законодательством.
2.7. В целях максимального удовлетворения потребностей личности в образовательных услугах в общеобразовательных учреждениях городского округа Троицк открываются классы различного уровня и направленности: лицейские, гимназические классы, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, порядок приема в которые определяется соответствующими положениями, разрабатываемыми образовательными учреждениями самостоятельно с учетом действующего законодательства.
Лицейские и гимназические классы открываются приказом по Управлению образования.
Классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы открываются приказом по образовательному учреждению по согласованию с Управлением образования.
При наличии потребности по решению Учредителя в общеобразовательных учреждениях могут быть открыты классы компенсирующего обучения.
Открытие перечисленных классов возможно при наличии необходимых условий для обучения, воспитания, охраны жизни и здоровья обучающихся, педагогических кадров, программно-методического и материально-технического обеспечения, соответствующих уровню требований к реализации образовательной программы, при условии сохранения общеобразовательных классов в каждой параллели.
2.8. Количество 10-х классов, открываемых в городском округе Троицк, должно обеспечивать прием всех обучающихся, освоивших программу основного общего образования и желающих получить среднее (полное) общее образование.
2.8.1. Общеобразовательные учреждения обеспечивают возможность продолжения на ступени среднего (полного) общего образования обучения по расширенным, углубленным, профильным программам, сохраняя возможность обучения по общеобразовательным программам, обеспечивающим базовый уровень подготовки.
2.9. Администрация общеобразовательного учреждения может отказать в приеме гражданам, проживающим на закрепленной территории, только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. В этом случае Управление образования предоставляет родителям (законным представителям) информацию о наличии свободных мест в других общеобразовательных учреждениях и обеспечивает зачисление закрепленных лиц.
2.10. Родители (законные представители) обучающихся имеют право выбирать форму получения образования, предусмотренную действующим законодательством и уставом данного учреждения.
2.11. Прием ребенка в учреждение не может быть обусловлен внесением его родителями (законными представителями) денежных средств либо иного имущества в пользу учреждения.
2.11.1. Тестирование при приеме на обучение на любой ступени не допускается.
С целью определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка, после его зачисления в учреждение допускается проведение психолого-педагогической диагностики, собеседования с ребенком.
В целях наиболее полного удовлетворения потребностей обучающихся в образовательных учреждениях, имеющих лицейские, гимназические, классы с углубленным изучением отдельных предметов, профильные классы, в правилах приема граждан в эти учреждения (иных локальных актах) на отдельные ступени обучения предусматриваются механизмы выявления склонностей детей к углубленной и/или профильной подготовке по соответствующим учебным предметам, циклам.
2.12. При переходе из одного образовательного учреждения в другое при отсутствии личного дела обучающегося (в исключительных случаях), при несоответствии учебных планов (в т.ч. для иностранных граждан) общеобразовательное учреждение самостоятельно выявляет уровень его подготовленности.
2.13. Прием (перевод) обучающихся в МС(К)АОУ "Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VII, VIII вида" осуществляется в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, уставом МС(К)АОУ "Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение VII, VIII вида", с согласия родителей (законных представителей), на основании медицинского заключения, направления окружной (центральной) психолого-медико-педагогической комиссии, решения городской психолого-медико-педагогической комиссии.
2.14. Количество классов в общеобразовательном учреждении, их уровень и направленность определяется в зависимости от числа поданных заявлений и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных правил и норм, существующих нормативов финансирования.
3. Перевод обучающихся в следующий класс, из одного
общеобразовательного учреждения в другое
3.1. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
3.2. Решение о переводе в следующий класс обучающихся принимается по решению органа управления образовательного учреждения.
3.3. Обучающиеся, которые на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования имеют по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение следующего учебного года, общеобразовательное учреждение обязано создать условия обучающимся для ликвидации этой задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
3.4. Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в других формах, предусмотренных законодательством и закрепленных в уставе.
Обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования, не освоившие образовательную программу учебного года по очной форме обучения и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, продолжают получать образование в других формах, предусмотренных законодательством и уставом образовательного учреждения.
3.5. Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
3.6. В отношении обучающихся, дважды оставленных на повторный курс обучения в классах I ступени общего образования, по решению органа управления общеобразовательного учреждения (педагогического совета) проводится психолого-медико-педагогическое обследование, по результатам которого обучающийся с согласия родителей (законных представителей) может быть направлен для обучения в класс компенсирующего обучения, а по решению городской психолого-медико-педагогической комиссии - в специальное (коррекционное) образовательное учреждение, обеспечивающее индивидуальный подход к усвоению программного материала.
3.7. Обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей (законных представителей) продолжить образование в образовательном учреждении.
3.8. При условии неуспеваемости обучающегося по гимназической или лицейской программе он может быть аттестован по основной общеобразовательной программе и по заявлению родителей (законных представителей) обучающегося переведен в среднюю общеобразовательную школу.
В общеобразовательных учреждениях, имеющих профильные классы, в случае систематической неуспеваемости по профилирующим дисциплинам по решению педагогического совета обучающийся может быть переведен в параллельный общеобразовательный класс (что должно быть предусмотрено в уставе и в соответствующем локальном акте общеобразовательного учреждения).
3.9. Обучающиеся имеют право на перевод в другое общеобразовательное учреждение, реализующее общеобразовательную программу соответствующего уровня, при наличии свободных мест и успешном прохождении аттестации.
3.10. Перевод обучающихся в другое образовательное учреждение (в том числе в учреждения профессионального образования) производится на основании письменного заявления их родителей (законных представителей) и сопровождается получением справки-подтверждения из образовательного учреждения, в которое переходит обучающийся.
3.11. Прием граждан из учреждений профессионального образования, реализующих общеобразовательные программы, в муниципальные общеобразовательные учреждения осуществляется на основании академической справки. Если гражданам, оставившим учреждение профессионального образования, какие-либо дисциплины (разделы дисциплин) не могут быть зачтены по причине их отсутствия в академической справке, то их зачисление в муниципальное общеобразовательное учреждение осуществляется с условием последующей сдачи задолженности по данным дисциплинам (разделам дисциплин) в течение учебного года.
3.12. Прием граждан из учреждений профессионального образования в 11 класс муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется не позднее чем за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации.
4. Организация учета детей, подлежащих обучению
в образовательных учреждениях, реализующих основные
и дополнительные общеобразовательные программы
4.1. В целях обеспечения реализации права всех граждан на получение общего образования, повышения ответственности муниципальных образовательных учреждений городского округа Троицк за полный охват детей и подростков общим образованием и сохранение контингентов обучающихся до окончания ими образовательных учреждений, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы, ежегодно проводится персональный учет детей в возрасте до 18 лет, а также проверка приема и явки детей в возрасте от 6,5 до 18 лет в образовательные учреждения.
4.2. Списочный учет детей осуществляют ответственные лица в общеобразовательных учреждениях, имеющих банк данных детей, сформированный по датам рождения и адресам регистрации, закрепленным за учреждением постановлением учредителя.
4.3. Управление образования в пределах своей компетенции оказывает содействие общеобразовательным учреждениям в проведении данной работы, обеспечивает организационное и методическое руководство и создает единую информационную базу данных о детях, подлежащих обучению в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.
4.4. Образовательные учреждения, реализующие основные и дополнительные общеобразовательные программы, во взаимодействии с Управлением образования осуществляют проверку приема и явки в них детей, проживающих в закрепленном за учреждением микрорайоне.
5. Обязанности и ответственность муниципальных
образовательных учреждений, обучающихся и их родителей
(законных представителей) в области реализации права
граждан на общее образование
5.1. Муниципальные образовательные учреждения обязаны:
1) осуществлять реализацию образовательных программ и оказывать образовательные услуги обучающимся в соответствии с лицензией в объеме, установленном федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
2) развивать общественную и социальную активность обучающихся, формировать у них навыки законопослушного поведения;
3) оказывать помощь и содействие родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и обучения их детей, представлять им любую информацию, касающуюся воспитания и обучения их ребенка;
4) участвовать в проведении работы по выявлению и учету детей в возрасте до 18 лет, подлежащих обучению в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы;
5) выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей;
6) осуществлять ведение документации по учету и движению обучающихся;
7) обеспечивать контроль за посещаемостью и вести учет несовершеннолетних, систематически пропускающих учебные занятия без уважительной причины;
8) выполнять иные функции, отнесенные к их компетенции федеральным законодательством и законодательством города Москвы, настоящим Положением, уставами образовательных учреждений.
5.2. Муниципальные образовательные учреждения несут в установленном федеральным законодательством порядке ответственность за:
1) невыполнение функций, отнесенных к их компетенции;
2) реализацию не в полном объеме основных и дополнительных общеобразовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников;
3) несоответствие применяемых форм, методов и средств воспитания, организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, воспитанников;
4) жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;
5) нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения;
6) иные действия, ответственность за которые предусмотрена законодательством.
5.3. Обучающиеся должны настойчиво овладевать знаниями и навыками самообразования, принимать активное участие в общественной и культурной жизни образовательного учреждения, общественно-полезном труде, готовиться к осознанному выбору профессии, систематически заниматься физкультурой и спортом, уважительно относиться к родителям, педагогическим и другим работникам.
5.4. Родители (законные представители) обязаны обеспечивать получение детьми основного общего и создавать условия для получения ими среднего (полного) общего образования и несут установленную федеральным законодательством ответственность за их воспитание и получение ими общего образования.
6. Отчисление и исключение обучающихся
из общеобразовательных учреждений
6.1. Отчисление обучающихся из муниципальных общеобразовательных учреждений допускается только в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством.
6.2. По согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и Управления образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательное учреждение до получения общего образования.
В этом случае комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего и Управлением образования в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство несовершеннолетнего и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения.
6.3. По решению органа управления общеобразовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
В данном случае исключение обучающегося из общеобразовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в общеобразовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников общеобразовательного учреждения, а также нормальное функционирование общеобразовательного учреждения.
Решение об исключении обучающегося, не завершившего основное общее образование, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
6.4. Общеобразовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из общеобразовательного учреждения его родителей (законных представителей) и Управление образования.
6.5. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с Управлением образования и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
6.6. Порядок рассмотрения вопроса об исключении обучающегося из образовательного учреждения на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется комиссией.
7. Порядок разрешения разногласий, возникающих при приеме,
определении образовательной программы, формы получения
образования, переводе, отчислении или исключении граждан
из общеобразовательных учреждений
7.1. Для решения спорных вопросов, возникающих при приеме, определении образовательной программы, формы получения образования, переводе, отчислении или исключении граждан из общеобразовательных учреждений в Управлении образования создается конфликтная комиссия, состав и порядок работы которой утверждается приказом начальника Управления образования.
7.2. Родители (законные представители) могут обратиться в конфликтную комиссию с письменным заявлением, предварительно завизированным руководителем общеобразовательного учреждения.
------------------------------------------------------------------